Поход к водам Серебряного треугольника

Треугольником эту местность в Восточных Саянах до сих пор называют потому, что до 1944 года здесь сходились границы трех государств — Советского Союза, Монголии и Тывы. Серебряным — за чистоту воздуха, воды и целебные источники Хойто-Гола.

После 1944 года геополитический расклад в регионе значительно изменился: Тыва вошла в состав СССР, да Союз уже не тот и именуется по-другому, но Серебряный треугольник остался прежним.

Среди самых известных источников Восточных Саян — Шутхулайский аршан (река Ара-Шутхулай, правый приток Сенцы), Халун-Ухан (устье реки Барун-Кадыр-Ос), Чойган, или Жойган (верхнее течение реки Аржан-Хем), Тиссинский аршан (верховья реки Тиссы).

Но целью нашей экспедиции стал Хойто-Гол. Расстояние от источников, расположенных в верховьях реки Хойто-Гол, до ближайших населенных пунктов Окинского района Бурятии, значительная часть которых представляет собой животноводческие стоянки, составляет плюс-минус 70 километров.

Добраться туда можно тремя способами. Пешком — но в этом случае следует понимать, что все, начиная со спичек, придется тащить на себе. На помощь проводника рассчитывать не стоит. Вряд ли кто из местных, даже за деньги, согласится составить вам пешую компанию.

Аренда лошади на десять дней в среднем обойдется в 12-15 тыс. рублей и выше. В эту стоимость войдут услуги опытного каюра, который на протяжении всего периода вашего отдыха будет следить за животным, примет меры, если оно, например, захромает. На ночь стреножит, а утром отыщет в тайге и так далее.

Просто так непонятно кому, да еще городскому, на недельный срок коня никто не даст. Оптимально — арендовать нескольких лошадей, предварительно организовав группу наездников-отдыхающих.

Из транспортных средств (вертолеты не берем в расчет по причине дороговизны) подойдет хорошая внедорожная техника, одновременно выполняющая роль вездехода и вместительного грузовика. Например, проверенные советские «Урал» или ЗИЛ-131. Ничего другого местные для туристов предложить пока не в состоянии. Но, с другой стороны, здешние горные перевалы способна выдержать лишь такая техника — советского производства. К тому же вождение по узкой дороге между вековыми кедрами требует определенного опыта. Не каждому автомобилисту дано вписаться в природные «ворота», которые лишь на несколько сантиметров шире кузова.

Кстати, пассажирам категорически запрещено держаться руками за борта грузовика: кисти может оторвать в ближайшем проеме — настолько плотно автомобиль проходит меж стволами. И тогда не поможет уже ни один целебный источник.

Среди прочих целей похода — лечение и профилактика желудочно-кишечных расстройств, глазных хворей, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата. Воинствующий пыл скептиков, утверждающих, что у них ничего не болит, одним махом будет сбит километрами пути в кузове грузовика. В первую очередь, это касается суставов, о существовании которых напомнит дорога. Так что к финальной точке буквально каждый начинает прислушиваться к коленным суставам, позвоночнику, шее и, безусловно, тазобедренной части, а затем стремительно бежит к целебным ваннам, порою забывая спросить — какая что лечит.

Фото Бориса Слепнева.