Таежные истории в лицах

Фотовидеовыставка «Малая родина» продолжает путешествие по Иркутской области

Выставка «Малая родина», посвященная коренным малочисленным народам — эвенкам и тофаларам, завершила работу в Музее истории им. А.М. Сибирякова областного центра. Далее ее путь — в Ербогачен (7 ноября) и Качугский район (17 ноября). Авторы проекта — иркутские журналисты Борис Слепнев и Константин Куликов — больше десяти лет ходят в экспедиции в труднодоступные уголки Приангарья. Результатом таких командировок и стали фотоснимки и документальные фильмы о людях, которые живут в тайге, — охотниках рыбаках, оленеводах.

На открытии выставки в Музее истории города Иркутска. Фото Александра Новикова

Уходящая натура

Проект «Малая родина» стал одним из победителей грантового конкурса «Энергия родной земли 2022», который уже пять лет в нашем регионе проводит Иркутская нефтяная компания. Он представляет собой серию выставок. Первая из них состоялась в историческом музея Усть-Куте. Закрылась она 14 октября, и, как говорят работники музея, к сожалению.

К сожалению — потому что фотографии произвели в северном городке, без преувеличения, настоящий фурор. В день проходило по три-четыре полноценных экскурсии, каждая затягивалась на полтора-два часа. Дело в том, что каждый снимок сопровождает QR-код. Стоит навести камеру смартфона, как тут же попадаешь на стойбище героя снимка. Короткие видеоролики посвящены бытовой стороне жизни охотников и оленеводов. За две-три минуты зрители успевают ознакомиться с таежными промыслами, увидеть, как эвенки ловят рыбу, доят оленей, мастерят охотничьи лыжи, выделывают шкуры и так далее.

Чтобы зрители более глубоко погрузились в таежную экзотику, авторы проекта на открытии в Музее города Иркутска провели дегустацию. В меню — вяленое оленье мясо, колбаса из оленины с брусникой и лесные настойки. Фото Александра Новикова

— Коренные народы Приангарья — это совершенно другой мир и, к сожалению, уходящая натура, — говорит Борис Слепнев. — Некоторые и сегодня живут также, как жили их предки 100-200 лет назад. Проблема в том, что большинство из них — пожилые люди, и никто не приходит им на смену. Молодежь не желает кочевать по тайге, жить в чуме, добывать пропитание.

В Скандинавии поддержка коренных народов ведется на государственном уровне, и нам нужны подобные программы. У нас, справедливости ради, тоже выделяют деньги, но они практически не доходят до тех, кто живет в тайге. Чтобы поучаствовать, например, в грантовом конкурсе, таежным жителям как минимум надо уехать со стойбища в райцентр, заполнить кипу бумаг, взять кучу справок, зарегистрировать ИП или ООО.

Находясь в стойбище семейства Сычегиров, мы неожиданно выяснили, что оленеводы по несколько лет не бывают даже в райцентре. Связь с внешним миром поддерживается с помощью охрипшей рации, на экстренный случай есть спутниковый телефон. Опасность в том, что через восемь-десять лет может наступить точка невозврата.

Дорога домой. Деревня Тетея Катангского района. Фото Бориса Слепнева

— Показывать малую родину наших народов — это не только экзотика, но и патриотизм, — так в комментариях к моим публикациям написала одна из читательниц моего канала «Иркмотор» на «Дзене»,- рассказывает Константин Куликов. — Действительно, в нашей стране более 180 национальностей. И этим мы сильны. Но, к сожалению, представителей коренных народов Прибайкалья с каждым годом становится все меньше и меньше. Объективно и по разным причинам…

На открытии выставки в Иркутске гостям, дабы погрузить их в атмосферу, показали документальный фильм «Хранители земли катангской», который рассказывает о жизни эвенкийских оленеводов-кочевников, сохранивших традиционный уклад своих предков.

Потом гостям представили выставку — порядка 50 портретов и жанровых снимков. С каждого из них на зрителей смотрели герои — суровые и веселые, молодые и пожилые. Во взгляде каждого была какая-то удивительная простота и открытость, которую редко встретишь у жителей больших городов. Поэтому хочется побольше узнать о жизни этих людей. И у посетителей есть такая возможность, ведь каждый снимок, повторимся, снабжен QR-кодом.

В гости к родственникам. Верхом на вездеходе. Ия Цуркан из Ербогачена. Фото Бориса Слепнева

Будни таежного почтальона

— Дальние командировки — обычная работа журналиста. Что касается темы таежных жителей, по-настоящему она зацепила меня в 2012 году, — рассказывает Борис Слепнев. — Я поехал в скучную, на первый взгляд, командировку с членами избирательной кампании по отдаленным поселкам. Жители труднодоступных деревень, как известно, голосуют на выборах в первую очередь.

Практически ночью мы выехали из Качуга и утром были в деревне Шевыкан, где на тот момент числился всего один житель — Петр Федорович Житов. Но еще в одном доме светились окна, и мы решили попроситься попить чай, так как в машине было неудобно, а на улице холодно. Постучались, нам открыли. Внутри дома типичный холостяцкий быт: стружки, неубранный стол, жарко натопленная печь, у которой сидели двое мужчин. Я спросил: «Мужики, а чем вы здесь занимаетесь?». Один говорит: «Я — почтальон». И я искренне удивился, подумав, что разыгрывают: «Какая тут может быть почта — два дома на деревню?»

Выяснилось, что почтальон Андриян Хромов раз в месяц возит газеты и журналы по таежным деревням и на момент встречи находился на середине пути.

Будучи опытным журналистом, Борис заинтересовался этой темой.

— Я договорился поехать с ним развозить почту, чтобы сделать репортаж, но экспедиция состоялась только через два года, — вспоминает Борис. — Наш первый выезд длился девять дней. До Юхты мы добрались на уазике, потом более ста километров туда и обратно я шел пешком, так как конь у Андрияна был один. Обычно в командировках по нехоженым местам находишь много сюжетов. Как только материал попал в Сеть, стал получать заказы на очерки и репортажи от различных газет, журналов и сайтов.

Анна Николаевна из бодайбинской тайги знает немало рецептов приготовления оленины. Фото Бориса Слепнева

Борис Слепнев наведывался к почтальону еще несколько раз летом и зимой. После этого к Андрияну Хромову регулярно приезжали телевизионные группы, в том числе из-за рубежа. Сюжеты показывали по федеральному каналу, и он стал местной знаменитостью.

— Со временем отдельные материалы по малочисленным народам переросли в полноценный проект, к которому подключился Константин, — пояснил Борис Слепнев. — Готовить серьезные экспедиции в одиночку, без отрыва от производства, почти невозможно. Необходимо не только участвовать в различных грантах, но и побеждать. Аренда, например, вездехода — очень дорогое удовольствие, а без него добраться практически нереально.

Отдаленные деревни — кладезь интересных историй. Так, работая с почтальоном, репортеры узнали про единственного ученика из деревни Чинонга Качугского района. В течение двух лет снимали про него фильм «Таежные уроки Ивана Сафонова». Сначала в интернате в селе Бутаково, потом по дороге в тайгу, летом — в его родной деревне. Сейчас Иван вырос, окончил колледж, стал настоящим охотником. Журналисты планировали снять продолжение истории, но пришлось взять паузу — главного героя призвали в армию.

Выставка вызывает неизменный интерес у посетителей. Фото Александра Новикова

Азбука эвенков

С годами поездки становились длительнее, а проекты более интересными. В частности, «Азбука эвенков» — серия коротких роликов на эвенкийском языке с субтитрами. Мини-сериал о том, без чего немыслима жизнь в глухом лесу, изначально адресовался молодежи. По словам авторов, интерес к проекту превысил все ожидания. Ролики показывают не только в школах, в краеведческих музеях, но и на серьезных деловых мероприятиях.

Так, недавно проекту уделили внимание сотрудники Иркутской нефтяной компании, показав ролики во время Байкальского риск-форума, вызвав оживление в зале среди монотонных докладов. Многие не могли просто поверить, что это отнюдь не постановка, а снято в наши дни, правда, в полутора тысячах километрах от областного центра.

— В «Азбуке эвенков» мы рассказываем о знаковых для этого народа вещах, понятиях и традициях, ведь молодежь, к сожалению, не знает родной язык, — пояснил Борис Слепнев. — Проект меняет отношение нефтяников, чиновников, просто городских жителей к культуре, образу жизни коренных народов. Многие начали понимать ценность, уникальность и хрупкость их традиций.

Судьба оленеводов

Авторы проекта рассказали, что их экспедиции всегда готовятся минимум за полгода.

— Мы никогда не едем наобум, у нас всегда в загашнике есть некая история, — говорит Борис Слепнев. — Это  судьбы людей, и зачастую очень непростые. Например, я узнал, что в Верхней Гутаре (Тофалария) осталась одна семья оленеводов во главе с Валерием Холямоевым, полетел туда на вертолете. Хотя в свое время в селе работал крупный оленеводческий совхоз «Красная Тофа». Но в перестройку жители почему-то решили, что олени не нужны, и стадо порезали, осталось меньше 20 голов. Потом выяснилось, что и ухаживать за ними уже никто не хочет, за исключением Холямоева. Сын Валерия Николаевича, девятиклассник Серафим, решил продолжить дело отца — об этом история. К сожалению, все закончилось печально. Сначала дядя Серафима при загадочных обстоятельствах замерз на охоте, вероятно, прихватило сердце. Потом умер сам Валерий Николаевич. Стадо разбежалось по тайге:

В деревенском клубе. У охотников межсезонье. Фото Бориса Слепнева

В Бодайбинском районе, на границе с Якутией, несколько семей продолжают заниматься оленеводством. Они стали героями следующей экспедиции Бориса и Константина.

— Мы побывали там прошлой осенью, проехав по бездорожью 360 км, — рассказывает Борис. — Как только отъехали от Бодайбо, я все время думал: где там могут пастись олени, ведь вокруг 200 лет моют золото — весь грунт перерыт, вода в речках коричневая от поднятой глины и ила? В привычном понимании дорог нет, только технологические. Мощные бульдозеры и экскаваторы за несколько дней способны перенести гору с одного места на другой, до неузнаваемости изменив ландшафт. Герои проекта, Анна Николаевна и Геннадий Алексеевич, уйдя на пенсию, решили вернуться к истокам, к оленеводству, обосновавшись на слиянии рек Ченчи и Бульбухты.

Переправившись на лодке на другой берег, перед нами как будто распахнулся театральный занавес — нетронутая природа, пасутся олени, позвякивая колокольчиками.

Именно ради таких моментов и общения с коренными жителями, по мнению авторов проекта, и стоит преодолевать огромные трудности и расстояния.

— Коренные жители в большинстве своем замкнутые люди, неразговорчивые, — отметил Борис Слепнев. — Несколько лет назад я жил на стойбище оленеводов. Дня через три закралась подленькая мыслишка: мне здесь не рады, но на самом деле они доброжелательные люди, но неразговорчивые. Поэтому не стоит с первой минуты лезть с просьбой рассказать что-то интересное. То, что для нас — экзотика, для них — обыденная жизнь.

Авторы проекта «Малая родина» Борис Слепнев и Константин Куликов. Фото Александра Новикова

После жителей Усть-Кута и Иркутска шанс погрузиться в неординарный образ жизни коренных народов, побывав на выставке, предоставляется теперь жителям Ербогачене (там выставка откроется 8 ноября) и Качугского района (открытие — 17 ноября в в Культурно-просветительском центре им. святителя Иннокентия, село Анга).

По словам авторов проекта, уже есть заявки из других муниципалитетов. Но, скорее всего, новая серия выставок, обновленная свежими снимками, пройдет уже в следующем году.

Елена Орлова, газета «Областная»