Древний обряд с кровью. Ради благополучия

Тайлаган – древний шаманский обряд чествования богов у бурят и монголов. Жертвоприношение обязательно.

Понаблюдать, как происходит тайлаган, экспедиция сайта «Ермак Тимофеич» http://ermak-sib.ru отправилась в местность Горхон Баяндаевского района Иркутской области.

Как подсказывают соответствующие источники, главное назначение тайлаганов — просьба у богов (эжинов) благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий. Сроки и цели проведения обрядов определялись циклом сельскохозяйственных работ, временем кочевки. Как правило, тайлаганы проводились с середины мая до конца осени. Каждый тайлаган посвящался конкретному эжину. У большинства бурят были обязательны три больших тайлагана: весенний, летний, осенний. Из всех тайлаганов самым торжественным и многолюдным был Ехэ тайлаган — большое жертвоприношение, проводимое в начале лета.

Место для тайлагана в местности Горхон Баяндаевского района выбирал совет старейшин. И выбор был не случаен: среди  степи, где располагался когда-то улус кочевников, находится древний Хушуун с вековыми лиственницами. Деревья здесь не единожды поражались молниями. По свидетельству старейшин, происходило это, как правило, вскоре после молебна и считалось добрым знаком.

 

Первым  делом старейшины — шаманы шести районов Усть-Ордынского округа, плюс Ольхон, Качуг, Иркутск — выбрали  помощников, распорядились выставить котлы, доставить жертвенных животных — овец и лошадь.

 

 

Перед местом совершения обряда натянули ленточку. За нее могут заступать только старейшины и их помощники. Еще одна ленточка — метров за сто от священных костров — отделяет женскую половину бурятских родов. Причем одно из главных правил называется арюун, что в переводе означает «чистая семья». Если семейный календарь не соответствует правилу, никто из этой семьи не может присутствовать на тайлагане. Во время обряда нельзя смыкать руки за спиной, держать их в карманах, недопустима обувь с голыми пятками.

Начало обряда. Воткнуты в землю березки по числу общин, деревья окроплены водой. Шаманы произносят молитвы, после чего в жертву приносят лошадь и овец.

 

 

 

С возгласом «Тоорэк!» в воздух брошены деревянные чашки. Судя по одобрительному гулу (диалоги велись на бурятском языке), посуда упала удачно, скотоводы могут рассчитывать на урожай. Траву, выщипанную на месте падения чаши, раздают представителям рода.

 

Каждый участник молебна получает свою часть мяса жертвенного животного, им угостят духов предков, хозяина очага, а затем и родных. По такому же принципу поделят и освященную белую пищу.

— На тайлагане могут побывать все желающие, независимо от национальности и веры, — сказали нам шаманы. — Главное, чтобы помыслы человека были чисты. Именно этого сегодня всем не хватает. А ведь так просто: пожелай человеку добра, хорошего пути, здоровья ему, его родным и близким. Вот тогда нам не страшен никакой кризис, и в первую очередь — духовно-нравственный.

Фото Бориса Слепнева.