Таежно-кочевая жена. Семейные традиции эвенков

Нередко многоженство ассоциируется с Востоком, с мусульманскими традициями, гаремом. Вероятно, срабатывает клише, навязанное фильмами.

Яркий пример клише — фильм «Белое солнце пустыни» с Гюльчатай и другими женами Абдуллы. На самом деле многоженство характерно для многих народов. Возможно кто-то удивится, но на Севере такая форма семейной жизни была даже более многообразной.

У ненцев и хантов многоженство существовало в формах левирата — так называется брак со вдовой брата, или сорората — женитьба на двух сестрах.

Многоженство у хантов считалось признаком богатства, у ненцев — показателем статуса мужчины.

Первым эти обычаи описал в своих работах финский ученый Матиас Кастрен, исследователь финно-угорских языков, собравший сведения о языках малочисленных северных народов Российской империи.

Одна из главных задач жены — накормить мужа. Фото Бориса Слепнева

Он писал, что северные ханты изредка брали в жены двух сестер, и не обязательно, чтобы одна из них была овдовевшей. В случае смерти мужа обе жены продолжали жить вместе как сестры. Если в семье лесного ненца нужна была работница, то мальчику сватали взрослую девушку. Со временем он мог взять себе еще одну жену, молодую. В этом случае первая жена становится старшей женой (‘наlка пуша’, букв.: ‘большая жена’), а вторая – младшей (‘нюча пуша’, букв.: ‘маленькая жена’).

Зачастую старшая жена была инициатором привода в дом младшей.

Зыбка — колыбель для младенцев. Фото Бориса Слепнева

Неоднократно приходилось читать о традиции многоженства и у эвенков, но впервые подобную историю в подробностях услышал во время командировки в Катангский район Иркутской области. Историю рассказал Ия Цуркан.

Ия Цуркан готовит десерт — голубику с оленьим молоком. Фото Бориса Слепнева

— Моя бабушка (мамина мама) Марфа Николаевна в возрасте о 37 лет была еще не замужем, не получилось, — рассказывает Ия Ивановна. — Парень, которого любила, погиб на охоте, и она решила, что никто ней не нужен. Жили зажиточно, отец был шаманом, но в личной жизни не везло. Однажды с Красноярского края к ним пришел паренек Матвей 17 лет, сирота, бедненький. Он хотел посвататься к младшей сестре, которую звали Мария Николаевна, но отец хотел сначала выдать старшую дочь, считавшуюся по деревенским меркам старой девой, перечить ему никто не решился. По воспоминаниям бабушки Марфы, долгое время у них с Матвеем не было никаких отношений, жили как брат с сестрой.