Погружаясь в прошлое. Семейские

Усадьба забайкальского старообрядца появилась в музее истории и культуры старообрядцев Забайкалья в бурятском селе Тарбагатай. Создана она человеком, которого многие знают как в Бурятии, так и за ее пределами – отцом Сергием.

Кто же такие семейские? – спросит современный читатель. Так называли старообрядцев, высланных еще в XVIII веке из западных областей Российской империи в Восточную Сибирь и Забайкалье, а сейчас – их немногочисленных потомков. Такое название они получили от местных жителей, поскольку переселялись большими семьями и с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Тарбагатай. Усадьба забайкальского старообрядца

С ПЯТИ СЕРЕБРЯНЫХ МОНЕТ

Свою коллекцию старинных предметов отец Сергий (Палий) собирал фактически всю жизнь – с самого детства. Началось все с пяти серебряных монет, подаренных мальчишке бабушкой, державшей моленный дом. Понимая, что это семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение, Сергий оценил ее как драгоценность, которую нужно сберечь.

— Вообще-то я корнями с Урала, — говорит отец Сергий. – В 1979 году призвали в армию в Улан-Удэ. Отслужил и остался в Бурятии. К тому моменту я уже женился, вместе с женой переехали в село Куйтун и прожили там 16 лет. А в 1997 году старообрядцы села Тарбагатай пригласили меня и священноиерея Сергия (Попкова) исполнять требы и проводить службы.

Если быть точным, раритеты для будущего музея отец Сергий собирал около 30 лет, начав еще в Куйтуне. По словам его жены, Валентины Ивановны Палий, хранили экспонаты в дворовых постройках. А собирали вещи по старым деревням, покупали да обменивали.

В музее большая коллекция самых разнообразных самоваров, в том числе и с печатями – 25 тульских самоваров

ОТРАЖЕНИЕ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ

На территории Усадьбы забайкальского старообрядца сейчас отреставрированы пять строений, в том числе часовня 1911 года, построенная епископом Афанасием, которая много раз переезжала с одного места на другое. В этом доме несколько исторических экспозиций: «Советский период», «Купеческий» и «Старообрядческий». Здесь выставлены старинные книги 1648 года, картины и фотографии, атласные шелка, платки и сарафаны, сундуки да люлька, ткацкий станок 1920-х годов и многое другое, что воссоздает атмосферу прошлого.

Экспозиция «Советский период»

По территории усадьбы можно гулять бесконечно, погружаясь в прошлое, прикасаясь то к старым, почерневшим от времени круглым бревнам крепкого семейского дома-пятистенка, то к фигурным столбам, держащим ворота с резьбой и множеством узоров.

А сколько необыкновенного внутри Куналейского дома 1861 года постройки! Тут и расписная русская печь, и кровати в полном по семейским канонам убранстве, крепкие деревянные столы да лавки. Старинные холсты на стенах. Прялки и бытовая утварь. Посуда из глины и дерева.

Дом Куйтунского уставщика (1868 г.) также отслужил свой достойный век. Здесь когда-то шла жизнь, такая же, как у всех остальных сельчан – размеренная, все по уставу. А еще в этом доме всегда молились –

поскольку у старообрядцев была принята беспоповщина, религиозные обряды и службы проводил уставщик.

Стены дома хранят память о прожитых годах, а оставшиеся фотографии – правдивое отражение ушедшей эпохи.

 
Иконостасы — обязательная вещь в каждой семье – бывают разных размеров и трех видов: домашний, церковный и походный

ВЕРА — СТЕРЖЕНЬ У ЛЮБОГО НАРОДА

Каждое утро отец Сергий просыпается пораньше. Сотворит молитву и спешит топить печки в церкви. Если есть какие-то службы, то готовится загодя. А дальше – хозяйственная работа с лопатой, топором, пилой, стамеской. Первую церковь он построил в Куйтуне с отцом Сергием (Попковым).

— Святейший тогда сказал: на пенсию пойдешь после постройки церкви в Тарбагатае. Мы приготовили эскиз храма, утвердили его в Бурятпроектреставрации, сделали проект и принялись за дело. Строительство храма шло хорошими темпами. Помогали жители района, районные организации. И уже в 2002 году храм был построен. 27 сентября 2002 года Владыка Александр, Патриарх Московский и Всея Руси Русской Древлеправославной Церкви, провел большое праздничное освящение новопостроенного Тарбагатайского древлеправославного храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Русская древлеправославная церковь в Тарбагатае

— А после святейший сказал: опыт есть – еще одну давай, — продолжает свой рассказ отец Сергий. – Сейчас в Большом Куналее строю, уже крышу кроем. После достройки буду служить и там. Вера – это стержень у любого народа – маленького, большого – она должна быть. Кто-то в пещере молится, кто-то на горе, кто-то дереву поклоняется, ну а кто-то небесам. Кто-то любит деньги считать, кто-то – дрова возить, а кто-то – Богушке молиться. А без Богушки ничего не будет…

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОЧАГА

Жена отца Сергия, Валентина Ивановна, охотно помогает приезжим разобраться с маршрутом, она отзывчива и добра – настоящая жена священнослужителя. Матушка служит в церкви, поет в хоре. «Батюшка – на алтаре, а мы на клиросах», — сообщает она. Такая жизнь ей по душе: ее бабушки и дедушки служили при церкви, поэтому решение мужа стать священнослужителем она восприняла как само собой разумеющееся. «Как говорят, Богу было угодно, чтобы эти люди встретились», — заключает матушка.

Валентина Ивановна уверена, что, несмотря на быстро меняющееся время, которое коснулось и культуры семейских, оно все же не смогло изменить основу семейского характера. «Сейчас хоть и уезжают, но звонят домой, чтобы поставили свечку в родном храме, порой приезжают, чтоб повенчаться. Общение с церковью и родственниками взаимосвязано. И это важно – сохранить традиции, чтобы не потерять корни. Себя не потерять».

Так и сохраняются традиции, что испокон веков исполняли предки староверов. От старших младшим передаются устои и наставления, что неизменны столетиями. И хотя это трудно, но

семейские стараются передавать основное, стержень, то, что делает их семейскими – веру и семью.

«У нас испокон веков самое главное – семья. Настоящий семейский должен соблюдать правила: почитать родителей, людям желать только добра, помогать нуждающимся – жить по вере Христовой».

ОТКРЫВАЯ РЕЗНЫЕ ВОРОТА

— Бог дал нам одного сына, назвали Александром, — повествует батюшка далее. – Окончил он юридический институт с красным дипломом. Затем учился в религиозном институте в центре Новозыбкова в Брянской области, а потом решил вернуться сюда и помогать семье. Имеет звание «чтец-свещеносец». Уже и внук есть – наша радость Иоанн Александрович, полтора годика.

Сын отца Сергия и Валентины Ивановны со своей семьей живет через дорогу. Как он сам шутит: «Живу на работе». И это правда, потому что дом Александра пристроен к большому зданию: в прошлом здесь был спортивный зал, ныне – музей истории и культуры старообрядцев Забайкалья. Музей строился шесть лет и был открыт в 2001 году.

Сейчас это большое белое здание с резными цветными воротами и ставнями невольно привлекает взгляд любого проходящего мимо. Зайдя во двор, здесь вдоль забора встретишь целую выставку самых разнообразных по размеру, фактуре и возрасту жерновов – все это домашние мельницы. Напротив стоят коряги. Это наросты на березе – капы. Из капа делают красивые ручки для ножей, подставки, чаши – изделия сохраняют в себе извитой, переплетающийся рисунок дерева.

Фасад здания украшают расписные цветастые ставни, под которыми скрываются резные цитаты из «Жития протопопа Аввакума» и название музея, а под резным козырем фасада виднеется непонятный с первого взгляда иероглифический символ. «Это ФИО нашего батюшки: Палий Сергей Николаевич», — улыбается его сын, Александр Сергеевич.

Зайдя внутрь музея, оказываешься в полумраке, и от этого впечатление от экспонатов становится еще сильнее. Хотя череп шерстистого носорога, обитавшего в этой местности 20 тысяч лет назад, впечатлит при любом освещении.

С огромного черепа с рогом на носу взгляд переходит на чудовищный череп с рогами – бизона.

Для сравнения за ним стоит череп коровы, в три раза меньше размером.

Целая инсталляция древних костей: когда-то, десятки тысяч лет назад, водились у нас носороги, бизоны, мамонты. Все кости Александр Сергеевич вместе с отцом находил по оврагам и берегам рек – даже копать ничего не нужно было. Останки вымывает на поверхность водой. «Бывает сложно отличить от камня или коряги, но помоешь водичкой – и сразу понятно, что нашел рога древнего оленя и зубы мамонта», — заключает наш экскурсовод.

НЕПОВТОРИМОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ПРОШЛОГО

Рядом с древними экспонатами органично располагаются вещи семейских, живших в этих краях: огромный набор предметов быта, начиная с одежды и обуви и заканчивая приспособлениями для пашни, для обработки кожи и домовины – традиционного гроба из цельного ствола дерева. В каждом предмете видится громадный труд: будь то сито, сделанное из конского волоса, собранное по одному волоску, или каменные жернова, на которых вручную мололи муку.

Александр Сергеевич увлеченно и деловито рассказывает о каждом экспонате, показывая его устройство, даже если это полуторавековой давности миксер для масла или приспособление для помола шишек. По многим изделиям сразу можно сказать, что они семейские: неповторимые цветастые рисунки можно встретить на сундуках и подсамоварниках, на посуде и прялках. Краски натуральные, чаще всего из цветков или ягод, сохранились до сих пор.

Александр демонстрирует амбарную ключницу с огромными ключами — в три раза больше самых больших современных ключей

Есть здесь и шкуры зверей – лисы, волка, барсука соболя, зайца, белки – это пушнина, на которую во времена Великого чайного пути русские купцы меняли китайские шелка.

Эти шелка здесь носил и стар, и млад,

а в центральной части Российской империи иметь одежду из китайского шелка могли позволить себе только очень богатые люди.

ПОТРОГАТЬ ИСТОРИЮ РУКАМИ

К сожалению, все меньше сейчас вне музея остается старинных предметов. Старые дома покупают, а вещи с их чердаков и подвалов новые хозяева выкидывают. И невдомек им, что «ненужный хлам» может оказаться редкостью с многовековой историей, на которую с большой охотой посмотрели бы туристы.

Конечно, есть экспонаты, подаренные музею. Но большей частью батюшка с сыном справляются сами. И музей до сих пор растет – на деньги, что зарабатывают с туристов. На эти средства отец с сыном ездят за «покупками». Так,

недавно съездили в соседний район и купили несколько старинных сарафанов.

Как говорит Валентина Ивановна, в музей очень часто приезжают школьники: «Сейчас в школах детей начали знакомить с религиями, и вот привозят к нам – познакомиться с семейской культурой. Спрашиваешь ребятишек, где им больше понравилось, отвечают, что у нас. «У вас столько всего интересного в музее, и все можно потрогать руками, вблизи рассмотреть».

Александр Сергеевич замечает, что посетителей бывает много, особенно летом: «С мая до сентября с утра до вечера в музее нахожусь». Зимой же есть время, чтобы заняться любимым делом – резьбой по дереву.

Именно рукой Александра сделана резьба, которой украшены ворота этнокомплекса – год с лишним работал. Глядя на обилие аккуратных мелких деталей, узоров, сразу и не поверишь, что их автор по специальности юрист. Участь в вузе, Александр Сергеевич еще не думал пойти по стопам отца: «Это же не просто взять и устроиться на работу. До этого нужно дозреть духовно…».

Мария Артемова, Асия Нуритддинова, журнал «Многонациональная Бурятия»
На центральном фото: отец Сергий с сыном Александром и внуком Иваном. Резные ворота — работа Александра.