Локальная война, предопределившая ход истории

80 лет битве на Халхин-Голе. Приглашаем к участию в памятных мероприятиях в Улан-Баторе 16-19 мая 2019 года.

  • С 16 по 19 мая в столице Монголии, в Улан-Баторе, пройдет художественная выставка-конкурс молодых художников России и Монголии «Халхин-Гол 1939-2019». Уважаемые друзья! ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ВЫСТУПИТЬ МЕЦЕНАТАМИ ИЛИ СПОНСОРАМИ И ПОДДЕРЖАТЬ ЭТОТ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Это творческое мероприятие посвящается 80-летию совместной победы Красной Армии и Монгольской народно-революционной армии над японскими захватчиками. На выставке будут экспонироваться графические плакаты, живопись, станковая графика.

Атака советских танков БТ-7. Панорама в музее той битвы в поселке Сумбэр (Монголия).

Главная цель выставки – сохранение памяти о той трехмесячной битве, о подвиге советских и монгольских солдат, вставших на пути агрессора, и воспитание современной молодежи наших стран на лучших примерах совместной истории России и Монголии.

Контакты для заинтересованных

Тел.: +7-914-959-10-11

E-mail: bizneskontakt@inbox.ru


СОБЫТИЯ НА РЕКЕ ХАЛХИН-ГОЛ (1939 год)

К 1932 году Япония полностью оккупирована Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го. Далее интересы агрессора распространились на центральный Китай и на Монголию. А с начала 1939 года стал выдвигаться лозунг расширения японской империи «вплоть до Байкала». 

Части РККА идут в наступление при поддержке танков БТ-7.

Первые столкновения на монголо-маньчжурской границе начались уже в 1935 году. Начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией, хотя граница проходила на 20-25 км восточнее.

Основной причиной этого требования советские историки считали желание японской стороны обеспечить безопасность строящейся здесь железной дороги, так как в некоторых местах расстояние от нее до границы было всего два-три километра. Эта железная дорога должна была вести к советской границе в направлении Иркутска и озера Байкал и в случае большой войны обеспечила бы

формирование в этом районе плацдарма для нападения на СССР.

Монгольские цирики на рубеже обороны.

В своей первой своей статье о Халхин-Голе, появившейся еще в 1940 году, Георгий Жуков, с июня 1939 года командовавший 57-м особым армейским корпусом РККА, отметил, что плацдарм на Халхин-Голе должен был прикрыть будущую стратегическую магистраль: «По плану японского генштаба, через район Номун-Хан – Бурд-Обо должна была быть проложена железная дорога Халунь — Аршан – Ганьчжур, обеспечивающая питание войск, действующих против Монгольской народной республики и Забайкалья».

На командном пункте Хамар-Даба  на рубеже соприкосновения слева направо: командарм 2-го ранга Григорий Штерн, главнокомандующий Монгольской армией Х. Чойбалсан и командир корпуса Георгий Жуков. Халхин-Гол, 1939 год.

Мелкие стычки пограничников переросли в полномасштабный военный конфликт уже к концу мая. Японцы сосредоточили у границы силы, в два раза превосходящие советско-монгольские соединения по вооружению и численному составу. И пошли в наступление. Завязались бои, как на земле, так и в воздухе.

Части Квантунской армии сосредотачиваются в районе Халхин-Гола.

Японские генералы рассчитывали, что из-за отдаленности района боев от железных дорог и жизненных центров СССР советская сторона не пойдет на дальнейшую эскалацию конфликта, а согласится принять японскую версию начертания монголо-маньчжурской границы.

Но Сталин не собирался отступать перед японскими требованиями,

хотя большой войны со Страной восходящего солнца в ту пору он тоже не хотел.

Маршал Жуков уже в 1950 году следующим образом оценил японские намерения на Халхин-Голе: «Думаю, что с их стороны это была серьезная разведка боем. Японцам важно было тогда прощупать, в состоянии ли мы с ними воевать».

Монгольская кавалерия, усиленная тачанками с пулеметом максим.

Наладить снабжение частей Красной армии в районе боев было очень тяжело, но эта задача была в конечном счете успешно разрешена. В статье 1940 года Жуков отмечал: «Наша ближайшая железнодорожная станция была отдалена от Халкин-Гола на 750 километров (грузооборот 1500 километров). Это действительно создавало огромные трудности в подвозе огнеприпасов, горючего, вооружения, снаряжения и средств питания. Даже дрова и те надо было доставлять не ближе, чем за 500 километров».

Комкор Жуков с красноармейцами.

В начале июля японские войска переправились на западный берег Халхин-Гола и захватили плоскогорье Баин-Цаган. Они рассчитывали тем самым заставить советское командование отвести войска с плацдарма на восточном берегу. Жуков предпринял контратаку силами только что подошедшей танковой бригады. Она потеряла больше половины своих танков, но вынудила японцев оставить район Баин-Цаган и уйти на восточный берег.

Как отмечал Жуков в своих мемуарах, после Баин-Цаганского сражения, в котором японская армия потеряла до десяти тысяч солдат убитыми, японские войска «больше не рискнули переправляться на западный берег реки Халхин-Гол». Все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки.

20 августа 1939 года началось решающее советское наступление на японские позиции

на восточном берегу Халхин-Гола. В 1940 году Жуков так описал последние бои на Халхин-Голе:

«С 24 по 30 августа шла траншейная борьба, упорная борьба за каждый бархан. Это была целая эпопея. Возле каждой высоты наши войска встречали бешеное сопротивление. Генерал Камацубара обманывал окруженные части, предлагал им по радио и через голубиную почту держаться, обещая поддержку.

Японские полевые командиры.

Японцы, введенные в заблуждение своим командованием, упорно отбивались. Каждую высоту приходилось брать приступом. Наша тяжелая артиллерия уже не имела возможности вести огонь, так как железное кольцо наших войск все более и более замыкалось. Возникала опасность попадания в своих. Артиллеристы под огнем неприятеля выкатывали вперед пушки на открытые позиции и били по траншеям врага прямой наводкой, а затем пехотинцы со штыками и гранатами шли в атаку, врываясь в траншеи.

Замечательно действовала наша авиация. Она беспрерывно патрулировала в воздухе, не давая японским самолетам бомбить и штурмовать наши войска. Наши летчики делали по 6-8 вылетов в день. Они разгоняли резервы противника и штурмовали его окруженные части. Японские истребители терпели поражение за поражением…

Красноармейцы у сбитого японского истребителя.

К 30 августа в руках японцев оставался последний очаг сопротивления – сопка Ремизова… К этой сопке собрались остатки войск императорской армии. Японская артиллерия почти вся к этому времени была выведена из строя. Поэтому японцы вели главным образом минометный и пулеметный огонь. Наши части, охваченные величайшим воодушевлением, все сужали и сужали кольцо.

30 августа на сопке Ремизова заалели красные знамена…».

31 августа последние очаги сопротивления японцев были ликвидированы, группировка войск Квантунской армии перестала существовать. Противник понес огромные потери, оставив на поле боя тысячи убитых и всю технику. За июль и август японцы потеряли только убитыми 18868 и раненными 25900 человек. Общие же потери японских войск с мая по сентябрь достигли 52-55 тысяч солдат и офицеров.

Пленные японские солдаты.

По официальным данным, опубликованным только в 1993 году, советские и монгольские войска на Халхин-Голе в период с мая по сентябрь 1939 года потеряли убитыми 6831 человека, пропавшими без вести – 1143, ранеными — 15251 и больными – 2225 человек. В японский плен попало 89 советских и 1 монгольский военнослужащий.

Выставка трофейного оружия, захваченного советскими и монгольскими войсками в ходе сражения на Халхин-Голе. Сентябрь 1939 года.

15 сентября 1939 года между сторонами было заключено перемирие. Советские войска на Халхин-Голе одержали победу, освободив почти всю спорную территорию и захватив богатые трофеи.

Текст: Константин Куликов
Кадры фотохроники — из открытых источников

Комкор Жуков у трофейного японского орудия.