Затонувший катер найден. Без экипажа

Спасатели БПСО нашли катер «Скорпион», затонувший на Байкале в ноябре прошлого года.

Судно обнаружено на глубине 215 метров в четырех километрах от мыса Зундук Ольхонского района. Фото- и видеоизображения, полученные спасателями с помощью подводного аппарата Falcon, подтвердили: большой объект — катер «Скорпион». Аппаратура зафиксировала его бортовой номер. Спасатели с помощью робота проверили рубку судна и окружающее ее пространство — тел погибших там нет.

Бортовой номер найденного судна без сомнений подтвердил: это пропавший «Скорпион».

Напомним, катер ПР-433 под названием «Скорпион» попал в сильный шторм и затонул в Малом море 25 ноября около 23 часов. На борту судна находились четверо мужчин-приятелей, они возвращались через пролив в Порт Байкал. Сотрудники МЧС узнали о трагедии от родственников пострадавших: в момент, когда судно стало переворачиваться, один из мужчин, возможно,

в последние минуты жизни успел нажать кнопку

на мобильном телефоне и сообщить, что катер тонет.

О точных причинах ЧП говорить пока рано. Судно принадлежало жителю поселка Порт Байкал и было хорошо оборудовано, в том числе GPS-навигацией. По словам родственников погибших, незадолго до трагедии они созванивались и обсудили, что в Иркутске сильная метель, а на озере в это время был полный штиль. Возможно, ветер налетел неожиданно, поднялись волны, судно обледенело, вокруг темнота.

Поиски «Скорпиона» начались на следующий день после его исчезновения. Как только позволила погода, спасатели на вертолете обследовали 60 км суши и 15 кв. км акватории. Тело одного из четырех пропавших мужчин в спасжилете нашли 26 ноября местные жители возле Нюрганской губы. Рядом с ним лежали спасательные плот, круги и газовый баллон. Тело второго погибшего обнаружили спасатели 28 ноября в районе населенного пункта Песчаная на острове Ольхон. Оставались ненайденными еще двое мужчин и сам катер.

Поисковые работы продолжились, когда на Байкале встал крепкий лед.

— Начатые в конце ноября поисковые работы продолжались две недели, после чего их пришлось прекратить из-за неблагоприятных погодных условий: начались сильные ветра и шторма, — рассказывает заместитель начальника поисково-спасательной службы Байкальского поисково-спасательного отряда Михаил Сукманов. — Операция осталась незавершенной и была внесена в план работ на начало этого года, когда в районе поисков встанет крепкий лед. Еще в ноябре у нас были отбиты точки, где, по нашим предположениям, может находиться затонувший катер. Каждую из них необходимо было проверить с помощью техники.

Телеуправляемый подводный аппарат выручает, когда глубина озера слишком велика для водолазов.

Точки в озере, где мог находиться «Скорпион», спасатели БПСО сначала обследуют с помощью локатора бокового обзора. Техника «видит» крупные предметы, такие как суда или автомобили, и показывает лишь силуэт. Детальное изучение происходит с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата Falcon, в котором установлена фото- и видеоаппаратура.

Аппаратный комплекс Falcon собрали на месте.

— С помощью аппарата Falcon мы убедились, что нашли именно то судно, которое искали, — говорит Михаил Сукманов. — В командировку на поиск «Скорпиона» группа наших спасателей выдвинулась 1 февраля, 2-го числа установила аппаратуру, к работе приступила 3-го. И в этот же день затонувший катер был найден. Он находится на глубине 215 метров, в четырех километрах от мыса Зундук. К сожалению, силами БПСО катер поднять не представляется возможным. Поэтому информацию о судне мы передали в Следственный комитет и в Восточно-Сибирское речное пароходство.

Подготовка майны для погружения оборудования под воду.

Чтобы поднять «Скорпион», необходима серьезная техника, которой в БПСО нет: плавучие краны, мощные понтоны. Нужны водолазы с особой квалификацией — глубоководной, а специалисты Байкальского поисково-спасательного отряда могут выполнять работы под водой на глубине только до 60 метров.

С помощью локатора кругового обзора спасатели обнаружили большой объект, идентифицированный как пропавший катер «Скорпион».

— В моей практике это первый случай, когда затонул такой большой катер. Поднять его без специального оборудования невозможно, — считает Михаил Сукманов. — Не уверен, располагают ли таковым наши коллеги из соседних регионов, да и перебросить тяжелую технику на Байкал сложно. Не знаю, есть ли в МЧС России и водолазы, которые работают на глубинах свыше 200 метров. В любом случае что делать со «Скорпионом» — решит Следственный комитет. Если нужно будет поднимать, мы окажем содействие в меру наших сил и возможностей.

Ольга Игошева,  еженедельник «Копейка»
Использованы информация и фото пресс-службы БПСО