Исключительный малыш

В Алыгджерской средней школе-интернате живут и учатся дети со всей Тофаларии. Одноэтажное деревянное здание по улице Луговой на время учебы становится вторым домом для ребятишек, а воспитатели и учителя — вторыми мамами.

В основном сюда приезжают девочки и мальчики после окончания начальной школы, из Верхней Гутары — после 9-го класса, если хотят получить полное среднее образование. Исключение составляет социальный сирота — семилетний Руслан Тоболаев.

В начале нового учебного года дети сильно скучают по родителям и нередко плачут по вечерам, особенно малыши. Им нелегко привыкнуть к новому окружению, к другим порядкам: нет рядом родителей, которые обнимут и вытрут им слезы, не чувствуется запаха родного дома, все вокруг чужое и непривычное. Успокаивают страдальцев воспитатели, стараются и обнимать, и гладить, и слезы вытирать. Но все-таки это не то. Через определенное время ребятишки адаптируются к новой, практически взрослой жизни.

Первоклассник Руслан Тоболаев из Нерхи учится за много километров от дома

В интернате все нужно делать самому: следить за одеждой, вовремя менять грязную на чистую, не разбрасывать ее, собирать рюкзак в школу, делать уроки. В выходные — генеральная уборка и банный день. Вот только о еде не нужно беспокоиться — завтрак, обед, полдник и ужин всегда по расписанию.В этом отношении для некоторых девчонок и мальчишек жизнь в интернате более полноценная, чем в родительском доме. Когда мама или папа пьет, заботиться о своих детях некогда. Какая им разница — тепло ли одет ребенок, чистые ли у него рубашка и постель, когда и что он ел, чем занят и где гуляет, не говоря о помощи в выполнении уроков. Именно по этой причине вместе со своей сестрой Кристиной приехал в школу-интернат Алыгджера первоклассник Руслан Тоболаев из Нерхи, где есть начальная школа и мальчик должен учиться там. Но родителям Руслана «некогда».

Между собой поселки  в Тофаларии разделены труднопроходимыми дорогами

— Это, можно сказать, исключительный случай, когда к нам приезжает такой малыш, — говорит временный воспитатель, учитель русского и литературы в школе Людмила Мишакова. — Здесь мальчик под присмотром, всегда накормлен и одет по погоде, ему помогают уроки делать. Сестра Руслана, Кристина, учится уже в 5-м классе. Дети впервые уехали из родительского дома так далеко и надолго, но они вдвоем — им уже легче. В день, когда журналисту «Копейки» удалось побывать в интернате, там устроили генеральную уборку. Участие принимали все. Первоочередная задача — навести порядок в комнатах: кровати аккуратно заправить, одежду рассортировать, чистую сложить, грязную подготовить для стирки. В комнатах у парней все аскетично просто — кровати, зеркало, учебники, одежда. На некоторых тумбочках заряжаются современные гаджеты. Хоть в Алыгджере и нет мобильного интернета, в них закачаны разные стрелялки, гонки, бродилки, и в свободное время мальчишки успевают поиграть. Зато у девочек кроме всего вышеперечисленного стоят трюмо, на которых бесчисленное количество баночек и бутылочек: кремы, дезодоранты, лаки для волос и прочее. Ухаживать за собой и стараться всегда выглядеть красиво у представительниц прекрасного пола заложено в крови и проявляется с самого детства. После наведения порядка в комнатах всеобщими усилиями наводят чистоту в остальном пространстве интерната.

За чистотой в интернате  следят сами воспитанники

Сестренки Регина и Софья Воробьевы моют стены в холле. Здесь висит телевизор, он работает, показывает мультики, чтобы работалось веселее. Регина учится в восьмом классе, Соня — в шестом. Рассказывают, что жить в интернате уже привыкли, здесь им нравится. Домой, в Нерху, конечно, хочется, но ведь каникулы уже скоро, учиться недолго осталось. Сейчас нужно сосредоточиться, чтобы хорошо закончить четверть, а потом и домой, к родителям. К маме с папой хотят все дети, независимо от того, как относятся к ним их родители. И даже маленький Руся Тоболаев. Ему пришлось привыкать к взрослой жизни очень рано. И иногда, если кто-то заботится о нем, мальчик теряется. Вот и сейчас, когда воспитательница говорит, что надо собрать грязную одежду для стирки, мальчик растерянно стоит посередине комнаты с пустым пакетом в руках.

Для многих детей олени в  диковинку,  хотя их прадеды не представляли жизни без этих животных

— Давай, доставай, где у тебя одежда лежит? — торопит воспитательница. — Нужно ее выстирать и высушить, чтобы завтра чистое все надеть. Так, хорошо, а теперь все это складывай в пакет.

Выясняется, что ничего чистого у мальчонки не осталось. Пакет полон, и он несет его в прачечную — соседний домик рядом с интернатом. Руслан надевает куртку, не застегивая, шапку и резиновые утепленные чуни. Медленно идет по коридору, слышит звуки мультфильма, заворачивает в холл и как завороженный «зависает» перед телевизором.

Из переживаний за героев сказки его выдергивает голос воспитателя:

— Руслан! Руся! Иди скорее — обед скоро!

Ребенок, что поделаешь. Маленький еще мальчик, всего лишь первоклассник.

Ольга Игошева, «Копейка»
Фото автора

Перед походом в прачечную