Домашнее задание Вани Сафонова

Накануне учебного года в деревне Чинонга Качугского района Иркутской области завершились съемки летних эпизодов документального фильма о единственном ученике таежной деревни

В основе сюжета фильма с рабочим названием «Таежные уроки Ивана Сафонова» — история 15-летнего эвенкийского мальчика Вани Сафонова, воспитанника школы-интерната села Бутаково. По словам авторов ленты, через судьбу подростка, рано оставшегося круглым сиротой, лента затрагивает более глобальную проблему — вымирание одного из самых малочисленных народов России.

В одном из эпизодов фильма глава охотничьей общины «Охрана» Владимир Скорняков рассказывает Ивану о таёжных промыслах

Маршрут передвижения школьников в райцентр из Чинонги и расположенной в 18 километрах от нее Тырки, где проводят лето еще два ученика, практически не изменился с прошлого века, когда эвенков перевели на оседлый образ жизни. Разве что раньше из тайги одновременно выходило 10—15 и более школьников, и учились они не в Бутаково, а в Вершине Тутуры. Бывало, школяров к линейке подбрасывали на вертолете, но про это остались лишь воспоминания.

Учебное заведение и родную деревню Сафонова разделяют три дня пути, это если идти пешком.

Ситуация в значительной степени усугубилась после массовых пожаров летом 2016 года. Сгоревшие у корней деревья падают даже при незначительном усилении ветра, из-за этого временная дорога все время меняет направление. Относительно небольшое расстояние в 35 километров от Тырки до Шевыкана даже верхом на лошади быстрее, чем за восемь часов, вряд ли одолеешь, если пешком — запасайся силой и терпением на 10—11 часов. Поэтому в последнее время охотники проторили путь в райцентр через поселок Карам Казачинско-Ленского района. Маршрут получается несколько продолжительнее и дороже, но в итоге до Качуга добираются быстрее и относительно безопасно. И это несмотря на то, что порядка четырех часов занимает водный путь по Киренге, а потом необходимо найти транспорт, чтобы проехать 90 километров до трассы, по которой идут маршрутки из Магистрального.

В этом году свои надежды жители Чинонги связывали с механизированной тягой, и не напрасно: комиссия по досрочному голосованию прибыла на вездеходе и на обратном пути забрала учеников.

Утро в Чинонге начинается неспешно и до обеда на улице можно не увидеть никого

ШЕВЫКАН: СКОРЕЕ ЖИВ?

Казалось, нынешней весной Шевыкан окончательно осиротел: умер последний из коренных жителей, знатный охотник, ветеран Великой Отечественной войны Петр Житов. Даже разменяв десятый десяток, Петр Федорович находил в себе силы выходить на лодке на рыбалку, так что карасей до последнего добывал самостоятельно. Желанным гостям Житов неизменно заваривал таежный чай, а пока те, обжигаясь, прихлебывали из кружек волшебный напиток, говорил о житье-бытье. Переживал, что уже не в состоянии загнуть березовые полозья для саней, при этом удивлялся, что молодежь и не думает учиться востребованному ремеслу.

Рассказы Петра Федоровича о добыче зверя были лишены лирики и восторга:

появился медведь — серия выстрелов, чтобы наверняка, иначе расправы не избежать.

Сколько ему пришлось пролить потов, преследуя соболя, согреваться бегом, промочив ноги, ночевать там, где застигнет ночь…

Посему выходило, что охота — это не отдых и не развлечение, а тяжкий труд. Вместо ответа на вопрос «Много ли добывал?» — Петр Федорович демонстрировал орден «Знак Почета», спрашивая в свою очередь: «Думаешь, зря давали?»

В таежных эпизодах удивляли даже не обстоятельства добычи зверя, а то, что рассказы, неизменно приперченные крепким словом, не выглядели грубыми, пошлыми, вульгарными. Так что в печатной версии, думаю, можно было бы смело ставить отметку 12+.

В тридцатые годы в Шевыкане работал колхоз «Ударный охотник». Большинство мужчин занимались таежным промыслом, выполняя план по добыче пушнины и мяса. В войну не один вагон дичи был отправлен на фронт из качугских лесов. Стволы были почти в каждом доме, да не по нескольку, но не палили мужики почем зря, берегли оружие в прямом и переносном смысле.

Лишнее подтверждение сказанному — следующий эпизод: на прошлой неделе житель Качуга добровольно сдал в полицию охотничий карабин 1934 года и комплект патронов. Арсенал принадлежал его деду, который долгое время жил в Шевыкане, потом перебрался в райцентр, но со стволом не расстался не смог. Боекомплект нашли уже после смерти хозяина, в тайнике, когда разбирали дом на продажу.

Сегодня вокруг поселка зверя и птицы почти не осталось: во-первых, браконьеры рыскают днем и ночью, летом и зимой, во-вторых, серьезную зачистку территории провели пожары. Качугские мужики, использующие уцелевшие дома скорее как дачи, считают, что

на протяжении десятилетий от всевозможных напастей поселок оберегала чудотворная икона, хранившаяся в одном из домов.

Предмет культа вывезли в райцентр. Говорят, тех, кто участвовал в этом, преследуют разного рода неудачи. Вывод: икону необходимо вернуть в Шевыкан, в идеале отстроив часовню на месте старой. Тем более в умершей было деревне появился новый дом, хозяин намерен переехать в глушь на постоянное место жительства.

ЧИНОНГА: КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО

Большую часть летних каникул Иван общается со взрослыми, сверстники в Чинонге бывают крайне редко, ближайшие живут в четырех часах ходьбы, в Тырке. Домашнее задание подростка в дни зимних и летних каникул представляет скорее работу. К постоянным обязанностям — напоить лошадь, привезти из речки воды, наколоть дров, накормить собак — добавляются сезонные, важная из которых — сенокос.

Развлечений в Чинонге, мягко говоря, немного. Клуб закрыт давным-давно. Хорошо, что дом опекунов оборудован солнечными батареями, поэтому можно смотреть телевизор.

Особенно грустно подростку, когда в деревню приходят лодки с рыбаками из Карама

или приползают внедорожники с противоположной стороны. Думаю, нет смысла описывать, что происходит в это время в деревне, когда на повестке дня появляется жидкая валюта — спирт…

Но, несмотря ни на что, Ваня Сафонов мечтает окончить школу, поступить в техникум, а потом вернуться в родные таежные угодья, профессионально заниматься охотой и рыбалкой. Остается надеяться, что Киренга не обмелеет окончательно и рыбы будет достаточно.

Пока тенденция тревожная. Уровень реки из года в год падает, вода прогревается, как следствие — русло зарастает тиной. Уже сейчас местные жители считают, что наловить хариуса удочкой получается быстрее и дешевле, чем сетями с использованием лодки.

Достойным примером для подражания Ивану служит сводный брат Федор.

Юноша окончил охотведческий факультет Иркутского аграрного университета имени Ежевского, проходил практику на Камчатке, отслужил в армии, сейчас намерен устроиться на работу в один из заповедников. Парни вместе бродят по лесу, добывая рябчиков, косят траву, ловят рыбу. Данные эпизоды станут одними из ключевых в документальном фильме.

Значительная часть съемок проходила на берегу Киренги. В центре Иван Сафонов вместе со сводным братом Федором. Слева — один из авторов фильма Константин Куликов записывает звук

По мнению авторов ленты, сложнее всего Ивану давались монологи: совсем непросто говорить непринужденно перед камерой. Зато сцены на сенокосе, рыбалке снимались практически без дублей. Оно и понятно, в эти минуты подросток не играл на камеру, а просто жил своей обычной жизнью.
Документальный фильм снимается при финансовой поддержке администрации губернатора и правительства Иркутской области.

Борис Слепнев, для «Ленской правды», п. Качуг
Фото автора и Константина Куликова