Чукотские похороны

Перед вами — один из репортажей авторского проекта «Крайние земли» известного новосибирского фотографа Андрея Шапрана, который осуществил несколько уникальных фотоэкспедиций на Чукотку, Курилы, Камчатку и Ямал. Работы этого фотомастера хранятся сейчас, помимо частных коллекций, в Государственном русском музее (Санкт-Петербург) и Новосибирском краеведческом музее.

В верхний мир близкого человека представители северного народа обычно провожают весело и непринужденно, чтобы на том свете у него все сложилось так же легко.

Непривычный для нас способ захоронения сохранился у некоторых народов, в том числе коряков и чукчей, проживающих на побережье Камчатки. Непременное условие ритуала: одевание умершего человека в одежду, сшитую из оленьих шкур — кухлянку. Важно, чтобы она была сшита из шкур собственных оленей. Например, на северо-востоке полуострова животных практически не осталось, соответственно изменилась и составляющая корякского обряда. Поэтому чукчи — единственные, кто сумел полностью сохранить данный обряд в изначальном виде, поскольку они по-прежнему держат оленей.

Когда похоронить умершего — решают старейшины поселка, старики, которые приходят в дом покойного. В это время ему из оленьих шкур шьют кухлянку, если она не была приготовлена заранее. Чукчи говорят, что одежда должна в обязательном порядке быть сшита из собственных оленей. Если животные были чужими, то в верхнем мире усопшего не примут. Оставшимся на земле об этом расскажет все та же кухлянка, если вдруг, объятая пламенем прощального костра, разлетится на куски.

Родные образуют круг, пиная покойного

Непосредственно прощание происходит в день похорон. В доме покойного родные и близкие образуют круг, а затем, двигаясь по часовой стрелке, рычат, будто на медведя. Перешагивая через ноги покойника, трижды их пинают, как бы отталкивая человека в другой мир. У изголовья устанавливают деревянную миску с нарезанным сушеным мясом — его берут все участники ритуала и съедают в знак того, что человек голодным не остался.

Жители тундры обходятся без гробов

Перед тем как обряжать усопшего, родственники надевают себе на руки и пояс что-то вроде повязок из трав, в рот берут пырей или мох, защищаясь таким образом от трупного яда. Во время церемонии лицо покойного закрыто капюшоном, на руки надеты рукавицы, но наоборот: на левую руку — правая, а на правую — левая. Возможно, у этой путаницы есть некий тайный смысл, но чукчи предпочитают не распространяться на данную тему.

Роль катафалка выполняет тракторная телега

К поясу уходящего в верхний мир крепят нож, кремень, в мешочек кладут иголку или иголочницу , еду (например, сушеное мясо), привязывают кружку, расческу, наперсток (мужчинам), женщинам прокалывают уши и надевают сережки (из бисера). Обязательный атрибут умерших женщин — посох, мужчин — копье. На ноги надевают торбаса — меховые сапоги.

  

Раньше детям и собакам не разрешалось заходить к покойникам, чтобы их чистые души не испугались. На этих похоронах обряд все-таки нарушили — взяли и детей, увязалась собака

Обрядив покойного, родственники идут умываться, мох при этом выплевывают.

На месте погребального костра, выбранного, как правило, на горе Шаманке (географически это место может называться и по-другому), старейшины проводят специальный обряд келе, призванный уберечь от злых духов. Обязательный атрибут импровизированного крематория — две ровные палки, имитирующие полозья для нарт. Дрова для костра (кедрач) собирают тут же, на горе. В этом процессе участвуют все мужчины и мальчики: обрубают топорами ветки и аккуратно складывают костровище.

Обратите внимание на молодого человека в зеленой куртке и красном свитере: он один из немногих, кто по-настоящему горюет по усопшему

Параллельно похоронам забивают оленя, затем у тела усопшего устраивается всеобщая трапеза. Непосредственно на кухлянку (см. фото) укладывают травы, кедровые шишки и мухоморы. Обглоданным костям отводится особая роль. Считается, что, когда душа человека попадает в рай, ее встречают в первую очередь собаки. Пришедший подает им косточку и идет к душам других людей.

Покойного сжигают в специально отведенном месте: в поселке эта гора называется Шаманкой. У каждой чукотской семьи есть свое родовое место для захоронения

…Пожилые женщины, забираются на сложенное костровище, достают из ножен на поясе покойника нож, открывают кухлянку и разрезают живот и кишечник. Нож кладут на место — в ножны. При этом издают звуки, похожие на карканье воронов. Снимают с себя травяные повязки и оставляют их на костре.

«- Я могу здесь стоять?
— Можешь. Теперь ты ворон.
— Кто?
— Человек в виде птицы.
— Что я должен делать?
— Никуда не уходить! И издавать звуки, которые издает ворон.
— Но у меня вряд ли так получится…
— Делай как можешь».
(Из разговора на чукотских похоронах)

Кострище окружают мужчины (в этот раз присутствовали и участвовали дети), подкладывают под кедрач стружку и разжигают огонь, наблюдая друг за другом. Считается, у кого хорошо загорелось — проживет долго. У кого нет — значит, человек может скоро умереть. У чукчей не принято смотреть на прощальный костер (это разрешено только чужим). Исключение составляет кто-нибудь из местных мужчин, он, наоборот, пристально наблюдает за тем, как сгорает покойник. Если под воздействием температуры у него вдруг поднимается левая рука, значит — кто-то сглазил, если правая — очень скоро снова будут похороны.

При этом умершего человека на Севере принято провожать легко и весело, чтобы ему на том свете было так же легко. Поэтому у костра могут устраивать игры, борьбу.

В этот раз родственники устроили нечто вроде салочек: они брали сажу из костра (не из предназначенного для покойника, а из того, на котором кипятили чай) и пытались вымазать лица друг другу. При этом задача человека, которому пытаются вымазать лицо, убежать или спрятать свою голову.

Глядя на фото, и не скажешь, что недавно женщины похоронили близкого человека

«Веселые старты» во время похорон — зрелище, мягко говоря, непривычное

Выплеснув эмоции во время «веселых стартов», родные и близкие покидают гору спокойными, психически не травмированными тяжелым зрелищем. Уходя домой, ни в коем случае нельзя оглядываться на место, где сгорел покойник.

По дороге всех людей, присутствовавших на погребении, обмахивают ольховыми ветками, очищая от злых духов. Впоследствии окуривают и жилище, где лежал покойник, над порогом вешают пучок травы, рядом — рыбью голову, оставшуюся после специального обряда. На три дня. В качестве оберега.

На следующий день на гору Шаманку возвращаются только родственники, чтобы собрать прах близкого человека. Предварительно кидают камушек в костровище, выгоняя нечистого духа, потом на ветку, установленную на этом месте, набрасывают аркан.

Всеобщий обряд поминовения усопших — тентик — происходит один раз в год, чаще осенью.

Андрей Шапран, фото автора
Разобраться в сложностях чукотского обряда автору помогали Анастасия Келеви и Юлия Обертынская (Наврагли).