ПОД ПАРУСОМ ЧЕРЕЗ ОКЕАН. Экспедиция «Байкал-Аляска» — 1

13,5 тысяч экстремальных километров на надувном катамаране – сквозь ветра, шторма и мощь Тихого океана.

Историко-географическая экспедиция «Байкал-Аляска» в конце августа успешно завершилась в городке Хомер на Аляске. Экспедиционеры поставили себе цель: пройти тем маршрутом, который в XVIII веке проложили иркутские купцы, открывая и осваивая Русскую Америку. И – цель успешно достигнута. А у нас с вами есть возможность услышать их рассказ о приключении – из первых уст.

МАРШРУТОМ ИРКУТСКИХ КУПЦОВ-ПЕРВОПРОХОДЦЕВ

В XVIII-XIX веках внимание многих иркутских купцов-промысловиков концентрировалось на исследовании земель на востоке – около 20 династий Иркутска снаряжали походы на побережье Тихого океана. В тот период именно наш город стал тем плацдармом, с которого брали старт купеческие экспедиции, шедшие на освоение Американского континента.

В 1748 году, после второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, право монопольного использования пушных богатств на Командорских островах получил иркутский купец Емельян Югов.

Пятью годами ранее там же начал свой промысел иркутянин, торговец и мореход, Никифор Трапезников. Он организовал к этому побережью 22 экспедиции, что составило пятую часть всех походов сибирских промышленников. Во время экспедиций были сделаны открытия многих островов Алеутской гряды, даны их описания.

А в 1761 году судно «Св. Гавриил», снаряженное перед самой своей смертью Иваном Бичевиным, одним из самых богатых иркутян, впервые достигло американского материка. В память о том плавании на русских картах Аляски появился залив, названный именем Бечевина.

Затем были экспедиции Григория Шелихова, других предпринимателей и мореходов, создание знаменитой Российско-Американской компании (1799), основание русских поселений на Аляске и в Калифорнии. Так иркутские купцы приносили пользу не только государственной казне, направляя свои доходы, в том числе, и на отстраивание Иркутска. Своими походами, трудными и опасными, они расширяли границы Российской империи.

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ – КАТАМАРАН

…Несколько лет назад иркутский предприниматель Анатолий Казакевич решил повторить тот трудный путь земляков-первооткрывателей. Так и появился проект историко-географической экспедиции «Байкал-Аляска».

Капитан «Искателя» Анатолий Казакевич в 2018 году прошел весь путь от Камчатки через Берингов пролив до порта Хомер
на Аляске.

Маршрут всех этапов экспедиции сложился так. Сначала – через весь Байкал на катамаране. Затем катамаран перевезли через перевал Даван, и на нем по Лене спустились до Якутска, повернули на реку Алдан и поднялись вверх по течению 1500 км. Вскоре экспедиция пересекла еще один перевал и вышла на берег Охотского моря.

Далее были населенные пункты Аян, Охотск, Магадан. Обогнули всю Камчатку, пересекли Берингово море, прошли весь север Аляски. Далее – по Тихому океану вдоль Алеутских островов через Фолс-Пасс,  Чигник и остров Кадьяк. Финиш – в городе Хомер.

Первую часть маршрута длиной семь тысяч километров от Иркутска до Петропавловска-Камчатского прошли в 2017 году.

В этом городе катамаран был оставлен на зимовку, и 17 июня 2018 года оттуда стартовал второй этап экспедиции.

Далее маршрут пролег через Камчатку — «восьмое чудо света» с вулканами, ледниками и 170 уникальными природными объектами, Чукотку, где живет больше всего оленей в мире. Через одно из самых китовых на планете мест возле Аляски, через заповедник Катмай – край вулканов и бурых медведей. Вдоль Алеутских островов с их огромными птичьими базарами.

Опорными точками стали Анадырь – самый восточный город России, Ном – конечный пункт самых престижных в мире гонок на собачьих упряжках «Айдитарод», порт Хомер – самая западная точка американского континента, куда можно добраться по автодороге.

 В Хомере экспедиция финишировала 26 августа,

пройдя за два года 13422 км по семи регионам России и по Аляске. Подготовка и реализация проекта заняли шесть лет. Весь путь пройден на сборно-разборном катамаране океанского класса «Искатель», построенном специально для экспедиции. Оснащенный четырьмя парусами и двумя моторами, он выдержал все сложности эксплуатации в жестких условиях экспедиции по одному из самых диких и уединенных маршрутов мира.

Далее — самые яркие страницы из дневника второго этапа экспедиции.

ПЕРВЫЕ СТО КИЛОМЕТРОВ

Утро первого дня экспедиции началось с борьбы. Яростной и принципиальной. В нас боролись два желания. Первое – побыть еще в гостеприимном Петропавловске-Камчатском, с новыми друзьями, тоже считающими себя сибиряками, благодаря которым мы справились с подготовкой не за месяц, а за две недели. Второе – скорее рвануть в океан, азартно поздороваться с ним после полугодового перерыва и отправиться далее — на север.

Победил компромисс: друзья на двух яхтах прошли рядом с нами по Авачинской бухте до выхода в океан. В этот день он был спокоен, но мы добавили ему драйва, скорости и волн. На одной волне. В одном ритме. С одним настроением. Вперед!!

Чем дальше, тем больше низкого тумана, птиц, колонков, тюленей. Больше холода. Больше скрытых опасностей. О них нас предупредили, так что мы осторожны. Берем курс на бухту Бечевинка, застегиваем яхтенные костюмы и пытаемся фотографировать потрясающие камчатские виды в проблесках тумана. Иногда удается.

110 км  – и мы у запланированной точки в бухте. Темно. Холодно. Тихо. Хорошо. Бросаем якорь, достаем спальники и устраиваемся на ночлег. После двух суток без сна накануне старта, пока готовили катамаран, хочется одного – выспаться.

ПОСЕЛКИ-ТЕЗКИ

Путешественников с Байкала, оказавшихся в окрестностях Усть-Камчатска, ждет сюрприз: название «Култук» на карте, как раз на берегу местного озера. На берегу нашего Байкала ведь тоже есть Култук – первое русское поселение на юге озера, одно из старейших в Сибири, которое в середине XVII века основал Иван Похабов, двигаясь в Тункинскую долину.

Решив узнать значение слова, объединяющего две точки нашей экспедиции, обнаружили интересный факт, связывающий Култуки с торговым путем сибирских купцов, по которому мы идем: в словаре Владимира Даля сказано, что одно из значений слова «култук» в Сибири – место на судне, лодке, занятое товаром одного хозяина. Вот такая вот связь с прошлым.

И рядом – то, что связано с будущим. В Усть-Камчатске впервые за время пути мы увидели ветряки, много-много. Привычные для глаза во время путешествий по Европе, здесь они удивили. Как оказалось, ветряки – часть крупнейшего на Дальнем Востоке ветроэнергетического комплекса, совместного проекта, реализованного при поддержке правительства Камчатского края, энергетической компании и японских специалистов.

«А ведь наш «Искатель» на них похож», – сразу подумали мы: он ждет здешнего ветра в свои паруса, они – в свои «паруса» – лопасти. Пожелаем нам всем хорошего ветра!

Календарные выходные мы провели на суше, но для нас, уже вторую неделю живущих по морскому времени, они-то как раз стали напряженно-рабочими. Дожидаясь смены погоды со шторма на более благоприятную, мы занимались подготовкой катамарана к более суровым северным отрезкам большого пути: кто – на мачте, кто – в палатке, кто – в поездках за деталями снаряжения и провизией.

Утеплили палатку, установили антенну и освещение для ночных переходов. Заменили рулевую систему – сделать это решили после того, как стало понятно: новая, на которую возлагались большие надежды, как раз их не оправдала. Поэтому снова установили прежнюю, испытанную в прошлом году на 7000 км от Байкала до Камчатки. Теперь полностью готовы к продолжению пути – утром в понедельник.

В подготовке очень помогли отзывчивые жители Усть-Камчатска – советами о том, как проходить сложные участки, транспортом во время наших передвижений по городу, теплыми вещами и домашней едой в дорогу. Отсюда мы везем и подаренные экспонаты для музея «Байкал-Аляски», который параллельно создается в Иркутске.

  

ПРОШЛИ ПЕРВУЮ ТЫСЯЧУ

Это событие пришлось на район мыса Каменистый на полуострове Озерной в Карагинском заливе Берингова моря. И произошло во время нашего марш-броска в 380 км, которые мы преодолели за 30 ходовых часов. Перешли на режим вахт и прожили это время в интенсивном режиме гонки.

Погода менялась раз десять: был полный штиль, попутный ветер, туман, шторм с туманом, туман без шторма, туман с волной, туман без волны, полное отсутствие видимости и полная видимость – на прекрасные пейзажи. Было тепло – мы загорали, было очень холодно – мы промерзали.

Вечером зашли в устье реки Хайлюля – третье устье с начала маршрута. Воспользовавшись опытом прохождения прошлых двух, на этот раз бары преодолели быстрее и проще.

В МЕДВЕЖЬИХ КРАЯХ

Что нам редко удается на нынешнем этапе экспедиции, так это побыть на твердой земле. Медвежьи края! Поэтому большую часть времени проводим на качающейся поверхности нашего «Искателя». Иногда кренимся, зато безопасно.

Встал поутру, выглянул из палатки – медведи по берегу ходят. Значит, все правильно, ты – на Камчатке.

Тем ценнее был этот недолгий вечер у костра на узком берегу лагуны с далеко просматривающимся берегом. За разговорами о жизни, не только на нашем катамаране. С обсуждениями фильмов, не только того, какой снимаем мы. С постоянными шутками – без этого мы никак. И некоторыми личными итогами первых двух недель.

Старпом, например, привык подниматься на 10-метровую мачту, занимаясь парусами. Антон понял, что недооценивал холод этих мест. Юля вдоволь наснимала то, что любит, и как любит. А капитан просто рад, что добрался на «Искателе» до настоящих диких мест.

Посидели? И скорее ночевать на борт.

Анна Важенина, иркутский деловой журнал «Капиталист»
Фото автора и Юлии Дарковой.

 Продолжение – следом.