ПО ВОЛНАМ ВОКРУГ АФРИКИ. Экспедиция «Байкал-Аляска» — 2

Новый день на Камчатке был прекрасным…

…Вышли в семь утра, полдня был штиль – шли под мотором, потом задул попутный ветер – пошли под полными парусами. В пути возникла небольшая проблема – сломалась закрутка генуи. Бывает. Думали, что новую придется заказать участнику, который прилетает в Анадырь на второй этап.

С этими мыслями пришвартовались у рыбзавода компании «Дельфин» в селе Пахачи в Олюторском заливе Берингова моря. Тут же нас окружила делегация – директор и все его замы. Узнав о поломке, сразу позвали сварщика – и все быстро отремонтировали. Вот так бывает: успеваем за день что-то сломать, починить – и забыть про это.

Вообще остановки у рыбзаводов в этой части экспедиции – настоящие полноценные пит-стопы, как на автогонках: стоит пришвартоваться, как нам предлагают хлеб, питьевую воду, еду, топливо, оперативно устраняют технические неисправности, находят детали и мастеров.

Вся цивилизация вдоль нашего маршрута – это камчатские рыбзаводы. Всем им выражаем благодарность за гостеприимство, физическую, организационную, человеческую помощь. За то, что все по-настоящему и искренно: раз – и без лишних разговоров все сделали.

НЕДОСТУПНЫЙ МАЯК

«Носилки с икрой и Африка» — если посторонний человек посмотрит на эту наспех сделанную запись в походном дневнике экспедиции, очень удивится и даже засомневается: «А все ли в порядке с экипажем, и не начались ли у него вдали от цивилизации галлюцинации?».

Для нас же все просто: в этот день гостеприимные руководители рыбзавода организовали для нас экскурсию и показали все процессы работы с камчатской рыбой. Мы сменили яхтенные костюмы на одноразовые халаты, бахилы и шапочки и отправились в цеха. Именно там мы увидели бесконечные контейнеры с рыбой, заполненные икрой носилки, классных специалистов, точно выполняющих ювелирную работу. Да, производство впечатляет масштабами и организацией.

Попрощавшись, отправились дальше – огибать мыс с экзотическим для здешних мест названием Африка – самую восточную оконечность Камчатки. Загадка с именем разрешается вполне логично: этот мыс был впервые исследован русскими офицерами с судна «Африка».

Мы хотели высадиться на мысе и добраться до смотрителей маяка, но местные жители предупредили, что подойти к нему сложно с любой стороны – сильные волны и подводные скалы. Рисковать не стали, прошли на безопасном расстоянии. И оставили запись в дневнике, где пара слов разворачивает для нас все яркие впечатления экспедиционного дня.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУКОТКИ

Хатырка, небольшое село на Чукотке, куда мы добрались после недлинного перехода, внешне очень похоже на норвежские села красивыми разноцветными домами. Здесь все – добротное и ухоженное: школа современной архитектуры, чистые улицы, клуб. И бесплатный вайфай!

Из трехсот местных жителей мы сразу же встретили именно того, кто учился в Иркутске – в сельхозинституте, после чего переехал на Чукотку. А потом узнали, что и один из пограничников тоже получал образование в Байкальском госуниверситете. Вообще тех, кто учился или служил в Иркутске, на нашем пути много.

А потом мы принимали на «Искателе» гостей, доброжелательных и внимательных к путешественникам, заглянула к нам и глава местной администрации Нина Козина. Переночевав и уточнив прогноз погоды, отправились дальше.

Сегодня на «Искателе» праздник: отмечаем 170 лет со дня спуска на воду – 10 июля 1848 года – легендарного судна «Байкал», на котором было совершено много географических открытий в районах, где второй год проходит наша экспедиция.

Готовят на Чукотке вкусно. Любое национальное блюдо – объедение.

Торжественный обед в честь события проходит на фоне лежбищ моржей, скал, с которых спускаются в море двенадцать водопадов подряд, и под радугу на фонтанах окружающих нас китов.

Фестиваль морских охотников в эскимосском селе Новое Чаплино – одно из главных событий лета на Чукотке. Экспедиция успела как раз вовремя и вопреки сильному шторму.

И – под вспышки камер: мы продолжаем снимать фильм о местах, открытых русскими мореплавателями, не боявшимися штормов, холода, трудностей. Двигавших вперед мир и развитие территорий. Их истории вдохновляют нас. Дают силы. И идеи, над которыми думаем и о которых спорим уже третью неделю.

ЗАВЕРШИЛИ ПЕРВЫЙ ЭТАП В АНАДЫРЕ

Без ночевки в поселке Беринговском, без выходов на берег, перейдя на вахтовый режим в течение 200 км, чтобы успеть до более сильного шторма. Через волны выше трех метров, при ветре с порывами более 15 метров в секунду, под тяжелыми тучами, с поврежденной мачтой мы упорно шли к Анадырю – столице Чукотки, самому восточному городу России и финальной точке первого этапа экспедиции нынешнего года. Это был и физически, и морально самый изматывающий участок нашего пути.

Седьмой причал стал для нас маяком этого дня. На нем уже ждали. Представители правительства Чукотки, журналисты, детские ансамбли и два участника следующего этапа от Анадыря до Нома – Александр Ломп и Герман Арбугаев. Чукотские обряды, горячий чай, национальные блюда и искреннее радушие помогли переключиться на режим «большой земли» и почувствовать себя среди цивилизации после опасностей дикой природы. Это тоже важно.

Без качки мы проведем дня три-четыре. Отремонтируем мачту, сделаем при участии друзей наших друзей из Петропавловска-Камчатского – компании «Чукотхозторг» — техническую подготовку катамарана к самому сложному этапу. А также купим продукты и топливо.

И главные цифры первого этапа: один катамаран, четыре участника экспедиции, 25 дней, 2822 км, десятки китов и сотни моржей.

МАСШТАБ НЕ ОЦЕНИШЬ ПО КАРТЕ

— Даже когда внимательно изучаешь карту, прокладывая маршрут, просчитывая количество километров для каждого дня и всего от точки старта до финиша, сложно представить масштабы территории, вдоль которой предстоит пройти,  — подводит итог первого этапа капитан «Искателя» Анатолий Казакевич.

И только когда пропускаешь этот путь через себя, когда воспринимаешь его вживую, можешь оценить, насколько это гигантская и живописная территория — с огромным количеством вулканов, водопадов, гор. С особой неповторимой красотой на каждом километре. Цвет воды каждый день разный, цвет и рельеф гор разный, высота неба каждый день воспринимается по-другому. И – никого! В этой уединенности – тоже притягательность, делится капитан.

— Конечно, наш экипаж был не единственным, кто шел в это время вдоль Камчатки и Чукотки, — продолжает Анатолий Казакевич. – Мы встречали и других мореплавателей, путешествующих на меньшие дистанции, но все равно эти уникальные места туристическими пока не назовешь. Хотя здесь огромный потенциал для грамотного, экологичного экспедиционного туризма, научных исследований.

Катамаран с частично усовершенствованной в этом году конструкцией в целом составил с экипажем отличную команду для прохождения сложного маршрута. В первые две недели во время разных ситуаций стало понятно, какие технические доработки необходимо провести, и мы смогли сделать это и во время движения, и на стоянках. Проанализировали поведение катамарана в критических ситуациях, и теперь точно знаем, какой должна быть подготовка к главному испытанию на прочность – Беринговому проливу.

Один из непредсказуемых итогов первого этапа: мы немного пересмотрели концепцию документального фильма в процессе съемок, встреч с местными жителями, записей интервью и ярких историй, изучения мест, по которым проходил торговый путь сибирских купцов из Русско-Американской компании.

Как по карте невозможно оценить масштаб этих мест, так только в них, смотря и слушая, оказалось возможным почувствовать то, чем живут здесь люди, как формируется их предпринимательский опыт, как они воспринимают прошлое и видят перспективу.

Чукотка – седьмой регион, по которому проходит экспедиция.

Анна Важенина, иркутский деловой журнал «Капиталист»
Фото автора и Юлии Дарковой.

Продолжение – следом.