Группа мотоциклистов-экстремалов из Европы попыталась обогнуть Байкал и добраться до Магадана. Взять приступом это направление не получилось.
Сейчас они уже дома. Обратный путь из Магадана в Манчестер был проделан по воздуху – своих внедорожных мотоконей парни сменили на подзабытую мягкость кресел авиалайнеров. Позади у путешественников более 30 тысяч километров – немалая их часть оказалась очень непростой.
Крис Хамер на берегу одного из озер в Таджикистане.
Взяв в начале лета старт в Англии, группа мотоциклистов из Соединенного королевства, Германии и Швейцарии комфортно проскочила Европу, страны Балтии. Побывали в Волгограде, а потом взяли курс на Монголию через бывшие южные республики СССР – Грузию, Таджикистан, Казахстан.
Через пески Монголии.
Как позже рассказывали участники этого мотопробега, в первую очередь их поразило то, что независимо от государственного строя, политической ситуации, социально-экономического положения этих стран, обычные люди, встретившиеся на пути, оказывались необычайно щедрыми и гостеприимными.
Монголия встречает традиционно — подносом хорхога.
Многочисленные отчеты с маршрута, которые европейцы выкладывали в соцсетях, неизменно начинались со снимков, на которых столы, заставленные самой различной едой. Ведущий дорожного дневника Крис Хамер признался, что в Англии подобный прием вряд ли возможен. На берегах Туманного Альбиона все аскетично, дозированно, заранее проплачено и согласовано.
На центральной площади Улан-Батора.
МОСТЫ, КОТОРЫХ НЕ ВИДНО
Наслаждаясь горными пейзажами Таджикистана, а потом бескрайними степями Монголии, путешественники предвкушали встречу с загадочной Сибирью, о масштабах и непредсказуемости которой много читали и слышали. Даже свой блог в интернете они озаглавили «Экстремальная Сибирь».
Сибирская реальность, с которой столкнулись мототуристы, оказалась гораздо жестче самых смелых предположений и ожиданий. «Все это выглядело прекрасно со спутников. Кроме мостов, которые было трудно определить, есть ли они на самом деле», — написал Крис в дневнике, форсируя одну из рек Монголии, ставшую для европейцев площадкой для генеральной репетиции перед покорением Сибири.
Ну да, это мост. Лаконично, по-монгольски.
Попытка пробиться к трассе на Магадан с восточной стороны Байкала не увенчалась успехом. Отличная дорога (по крайней мере, по российским стандартам) до Турки – Максимихи и великолепные виды на Байкал окончательно притупили бдительность гостей. Мысленно они наверняка были уже в Магадане, посмеиваясь над страшилками о суровой Сибири. Но, как у нас говорят, не говори «гоп»…
К великому удивлению европейцев, и это — тоже мост через одну из сибирских рек. Тут или по нему перебираться, или вплавь.
В Баргузинском районе асфальт закончился, началась гравийка, а с ней и экстрим, о котором гости так мечтали. Лето выдалось дождливое, даже маленькие речушки взбунтовались, превратившись в бурные потоки. Несколько попыток переправить мотоциклы на резиновых лодках не удались ( https://youtu.be/JpbiU9YtrrA ).
И Магадан, казавшийся таким близким по сравнению с уже пройденным путем, вдруг начал обрастать ореолом недоступности…
УБИТАЯ ШЕСТЕРНЯ И БАНЯ
Располагая соответствующими финансами, а самое главное – временем, мотоциклисты решили объехать Байкал с другой стороны. Но там дорога, по словам путешественников, оказалась значительно хуже восточной. Проблем добавили и частые дожди.
Правда, пыли стало меньше, зато мелкодисперсная грязь оказалась коварнее бурных рек. Износ не защищенных кожухами шестерен и цепей увеличился многократно. В итоге пришлось делать незапланированную остановку в Северобайкальске, где мы и встретились.
«Ченч. Иркутск. Тумороу», — слова Криса, показывавшего на снятое заднее колесо и открученную «убитую» ведомую звездочку, мне были понятны без всякого перевода.
Вынужденная остановка в Северобайкальске. Техника попросила ремонта перед окончательным рывком на Магадан.
Впрочем, вынужденная остановка имела свои плюсы. Путешественники приняли душ, сдали грязную одежду в стирку и просто перевели дух, наслаждаясь видами северного Байкала.
Среди прочих приключений – их ждало неожиданное посещение русской бани.
Вот одна из записей Криса в дорожном дневнике: «Эти русские туристы были очень веселые. Они настояли, чтобы я присоединился к ним для бани. У них была такая горячая баня, что я не смог выйти, пока они мне не помогли. Они пролили пиво на горячую печь, потому что сказали, что пахнет приятно! После погружения в бассейн они настояли, чтобы я пил пиво, прежде чем снова вернуться в баню. Много раз. Два раза они били меня какой-то растительностью. А потом мы провели ночь, пили пиво и водку!».
«Эти русские туристы были очень веселые. Они настояли, чтобы я присоединился к ним для бани».
После нескольких дней вынужденной остановки в Северобайкальске европейские мототуристы с помощью местных жителей отремонтировали свой транспорт и отправились далее – к желаемой точке на карте – к Магадану. Впереди их ждало еще немало экстрима на безлюдных таежных дорогах по пути к побережью Охотского моря. А поэтому бурный восторг Криса, снявшего в конце концов видео на фоне Магадана, вполне понятен…
Маршрут, который покорился европейским мотоэкстремалам.
***
Таксист, отвозивший меня на железнодорожный вокзал Северобайкальска, словно прочитал мои мысли:
— Да приезжали тут недавно одни, из Екатеринбурга. Тоже на мотоциклах. Спрашивали: «А нет ли другой дороги обратно до Иркутска?». – «Есть, конечно, — говорю, — ближе и ровнее – по льду. Только подождать надо полгода, пока замерзнет Байкал…».
Помимо своенравных рек, гостей из Европы поразили таежные мосты, по которым не то, что на машине или мотоцикле – пешком страшно ходить. Подобные трюки под силу только русским. Тем не менее, вернувшись в Великобританию, Крис выложил в Сеть ролик ( https://youtu.be/n-sAGKA5-mU ), где им также удалось совершить подобный трюк – преодолеть мост через Витим.