Сибирские голендры

В 280 километрах от Иркутска, в Заларинском районе, в таежной деревушке обособленно живут люди с немецкими фамилиями, которые исповедуют лютеранство, молятся по польским «ксенжкам», почитают православных святых, говорят на смешении польского, украинского и белорусского, а зовутся голендрами.

Германские историки причисляют их к немцам, польские – к полякам, и споры эти не утихают. Да и само понятие «голендры» в переводе имеет разный смысл: поляки так называли чужеземных колонистов на своих землях, а немецкий перевод несет значение «корчеватели» – голендры и вправду были лучшими в Европе корчевателями и плотниками.

Доподлинно известно лишь то, что их предки кочевали по Европе в поисках плодородной земли и нигде надолго не могли задержаться.  А в сибирской тайге они появились в 1910 году, благодаря реформе Столыпина. В дальнюю поездку брали с собой все, что могли – домашнюю утварь, книги, прялки, ткацкие и токарные станки и даже камни для бань. Таким образом, к августу 1912 года на пихтинских землях уже поселилось около 200 человек.

— Я задал себе вопрос, кто мы такие? Были у нас семьи по 13 детей, первый сын – немец по паспорту, второй записан украинцем, третий – русским. Когда стал с этим вопросом донимать своего деда, а он мне прямо сказал: «Запомни, мы – выродки из Голландии», — в интервью нашему журналу рассказывает Адольф Кунц.

НЕОБЫЧНАЯ ДЕРЕВНЯ

Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь к голендрам – отличие их деревни от привычной сибирской. Дома добротные, дворы и дороги чистые, поленницы сложены аккуратно, будто по линейке. Нет и намека на запустение даже зимой – по дороге то и дело проедут сани, запряженные лошадью. Конечно, точнее было бы сказать, что именно так и должна выглядеть сибирская деревня, но то было много лет назад, а у голендров все в чистоте и порядке сегодня.

   

Особого повествования заслуживают дома голендров. Представляют они собой длинный массив строений, собранных под одной крышей – жилой дом, кладовка, сеновал и загон для скота. Таким образом, из дома, скажем, в кладовку очень удобно попасть, не выходя на улицу.

Удивляет и отсутствие деревенского храма или часовни. Оказывается, голендры женятся, крестят новорожденных и отпевают ушедших сами, собираясь в доме «учителя». Его выбирают в общине, как самого посвященного знатока молитвенной практики, он и руководит «набоженьством».

В каждом доме обязательно есть польская библия — «ксенжка», что привезена в переселенческом обозе сто лет назад. Она бережно убрана в чистейший платок и достается из него только в молитве.

Вообще, домашний обиход голендров неповторим – особенно их обращение с деревом. Оно – универсальный и уникальный материал, из которого делают не только мебель, но рубят петли и подпятники ворот, вырезают шарниры дверям и оконным створкам, выделывают посуду, бочки, жбаны, плетут из лозы колыбели, корзины, мастерят вилы и грабли.

Приводит в восторг и здешняя тайга, она все еще изобильна – зверя много, а дорогу постоянно перебегают рябчики и куропатки. Кедрачи же стоят такие, что не одно поколение от голода спасли, особенно в войну, рассказывают местные.

ОТ ПАСХИ ДО «ОТЖИНОК»

Год у голендров делится не столько на месяцы или времена года, сколько на Пасху, Троицу, Петров день и «Отжинки».

Отгуляв Пасху, собираются они в поле – льны сеять, потом пшеницу от рассвета и до сумерек. Работа для них – продолжение праздника. Троица же попадает на светлое лето. Крыльцо перед домом тогда украшают распустившимися березками, в дом и в хлева настилают березовых веток и молятся по ушедшим родственникам.

А с Петрова Дня начинается самая праздничная для голендров работа – сенокос, когда выходят на луга всей семьей от мала до велика. Одеваются при этом в светлое и чистое, а сена запасают столько, что еще в соседние деревни продают.

Ильин День поворачивает лето к осени – созревают хлеба, вырастет лен, близится жатва. Наступающий праздник голендры называют «Отжинки». В поле на жатву идут со специальными молитвами. А после окончания жатвы женщины из последних колосьев делают снопочек и обвязывают его венком из цветов. Этим снопочком встречают хозяина, затем вешают снопок в амбаре и хранят до самой весны. А весной вышелушивают зерна и первыми сеют их в землю.

   

СЕМЬЯ 60 ЧЕЛОВЕК

Зарабатывают на жизнь голендры земледелием и скотоводством – в этом они преуспели. А с недавнего времени начали создавать условия для приема туристов. И они едут, правда, в большинстве своем это иностранцы – немцы, голландцы, поляки, желающие посмотреть, как в сибирской глуши живут представители их культуры.

Зачастую приезжают они в праздники, что совпадает и с возвращением детей голендров из города. И деревня наполняется людьми. К слову, большинство детей у голендров разъехались по области, переехали в города, но про корни свои не забывают и регулярно приезжают к родителям, чтобы помочь по хозяйству.

У Альвины Адольфовны Зелент, к примеру, десять детей, двадцать три внука и четыре правнука. Когда съезжается вся семья, а их с детьми и женами собирается около 60 человек, улыбка не покидает ее лицо,– семидесятилетняя женщина светится юным светом. А вареники с творогом и черникой не выводятся со стола.

Ярослав Князев, фото автора.
Опубликовано в иркутском деловом журнале «Капиталист»