Эпоха возрождения прибайкальских ремесел

Юбилейная выставка под названием «Прибайкальские ремесла. Эпоха возрождения» открылась в выставочном зале ремесленного подворья Иркутского областного Дома народного творчества. В ее экспозицию вошли работы мастеров иркутской областной общественной организации «Союз народных мастеров Прибайкалья».

 

Керамика, войлок, украшения в стиле бохо, резьба по дереву, вышивка, народный костюм, вязаный пэчворк, народная кукла, вязаные игрушки, музыкальные инструменты — все это создано руками народных мастеров. Каждая работа имеет свой смысл и идею. Например, композиция Андрея Голендеева — оконная рама с птицами — символизирует потерю отца: стайка пернатых прилетела на подоконник, когда родной человек ушел из жизни. Мастер прочел этот знак и создал композицию, которую так и назвал — «Душа отца». Вызвать у зрителей эмоции и вопросы — это одна из задач авторов.

— Современные художники настроены на создание не только произведений традиционной культуры, но и на такие арт-объекты, которые были бы интересны людям, — рассказывает Лидия Мельникова, председатель Союза народных мастеров Прибайкалья. — Многие из мастеров учатся — изучают декоративно-прикладное искусство в колледжах, институтах, академиях.

За 10 лет своего существования союз организовал и осуществил множество проектов, таких как «Прибайкальский сувенир», фестиваль «Прибайкальские гнезда», выпуск каталога «Народные мастера», «Экология творчества», а также «Прибайкальские ремесла. Творческий десант». Юбилейная выставка «Эпоха возрождения» — это подведение итогов, призванное показать, как выросли за это время мастера в творческом плане, чему научились.

Центральной композицией выставки стали работа «Прощание с Матерой» Елены Майновской и народный сибирский костюм «Воспоминания о бабушке» Нины Ирбулатовой.

— Повесть Распутина «Прощание с Матерой» вдохновила меня на одноименную работу, — рассказала Елена Геннадьевна. — После ее прочтения у меня в голове сразу возник образ, и я воплотила его в керамике.

А вот идеей композиции Нины Ирбулатовой стали чирки — обувь, сшитая из одного куска кожи.

— Бабушка рассказывала, как в молодости ходили они на вечерки и, когда начинали танцевать, шоркали по полу ногами: шир-шир, шир-шир, — с улыбкой делится Нина Степановна. — От этих чирков и пошел сам костюм.

От работ, созданных руками народных мастеров, словно веет теплом, которое хочется забрать с собой. Кажется, что от них исходит положительная энергия, которой нам так часто не хватает в повседневной жизни.

Окунуться в атмосферу традиционной крестьянской культуры можно еще почти месяц — выставка будет работать до 25 июня.

Елена Сиднева, еженедельник «Копейка»
Фото автора