Что связало Баргузинскую долину с Иркутском, Тель-Авивом и Парижем?
Одним из самых живописных мест и достопримечательностей Баргузинской долины безусловно являются окрестности небольшого села Суво. У подножия Икатского хребта раскинулась гряда причудливых скал, еще известных в народе как Сувинская Саксония. Столь яркого и смелого названия гигантские камни удостоились, вероятно, из-за того, что напоминают фрагменты разрушенной старинной крепости. Местные жители придавали камням-останцам причудливых форм мистический смысл, уверяя, что здесь живут духи местности. Возможно, поэтому различные горе-туристы не осмеливаются оставлять на скалах автографы в духе «здесь был Вася».
Окрестности села Суво — одно из самых живописных мест Баргузинской долины.
На закате, при вечернем свете, здешние скалы напоминают марсианские пейзажи.
Остановка у озера с экскурсом в историю
Дорога к Сувинской Саксонии пролегает мимо Алгинского озера с огромными запасами глауберовой соли. Минерал назван в честь немецкого химика Глаубера, открывшего его химические свойства.
Глауберова соль Алгинского озера.
Сами по себе солончаки не являются чем-то исключительным и редким для Сибири и Баргузинской долины в частности. В старину жители деревень собирали соль, выступающую на поверхности водоемов, они называли ее гужир или гуджир и использовали для стирки белья. Нередко соль применяли как сильнейшее слабительное средство при отравлениях. Эффект соли как моющего средства особого распространения не получил, зато целебные свойства подтверждены наукой. Помимо слабительных свойств соленая грязь обладает пилинг-эффектом.
За лето растения здесь покрываются солью полностью.
Добычу и переработку соли, являющейся одним из компонентов в стекольной промышленности, в Баргузинской долине организовал горный инженер Моисей Новомейский. Его деда — Хаима Новомейского, сослали в Сибирь за поддержку польских повстанцев в 1831 году. До Баргузина ссыльные добирались порядка четырех лет, здесь жили бедно. Существует легенда о том, что первые деньги Хаим Новомейский заработал, выкопав подполье в доме ссыльного декабриста Михаила Кюхельбекера. Через несколько лет этот дом Новомейские выкупили, именно в нем в 1873 году родился Моисей.
Моисей Новомейский (1873 — 1961) — горный инженер, общественный деятель Сибири, основатель первого химического предприятия на Мертвом море.
«Баргузин в те годы состоял почти сплошь из одноэтажных бревенчатых домишек — исключение составляли лишь каменная церквушка да два двухэтажных кирпичных дома. Сразу за городом начинался хвойный лес, тянувшийся до самых гор», — писал Новомейский впоследствии. Грамоте Моисея учили в основном ссыльные. Когда мальчику исполнилось 11 лет, семья собрала денег и отправила его учиться в Иркутск в техническое училище. Специальность горного инженера Моисей получил уже в Германии, в городе Клаусталь. Отправить сына за границу его отцу Абраму Новомейскому, к тому моменту купцу первой гильдии, было уже вполне по карману.
Поселок Баргузин. Фото конца XIX века.
Окончив Рудную академию в Германии, Моисей вернулся в Баргузин и при финансовой поддержке отца построил в деревне Алге фабрику по добыче и очистке глауберовой соли. О существовании производства сегодня напоминают лишь развалины бывших цехов и кирпичи, покрытые разноцветной глазурью — результатом обжига. Давно не существует и самой деревни.
Баргузин – как швейцарские Альпы
Моисей Новомейский известен тем, что первым поставил на реке Ципикан в Баунтовском районе Бурятии драгу для добычи золота, выписав оборудование из Англии. Во время Гражданской войны Моисей с двумя сестрами уехал в Палестину, где на берегах Мертвого моря организовал промышленную добычу брома и поташа. Во время арабо-израильского конфликта часть предприятий Новомейского была разрушена, и он эмигрировал в Париж, где умер в 1961 году, а похоронен был в Тель-Авиве.
Макет драги фирмы «Артур Браун», добывавшей золото в Бурятии на реке Ципикан.
Моисей Новомейский оставил потомкам несколько автобиографических книг, в том числе — «Моя сибирская жизнь», вышедшую в 1956 году на английском языке, и «Назначены для соли». Оба тома переведены на иврит под названием «От Байкала до Мертвого моря». Сокращенный русский вариант выпустило иерусалимское издательство «Библиотека-Алия» в 1979 году.
Памятник на могиле Моисея Новомейского в Тель-Авиве.
Свою малую родину Новомейский сравнивал с Европой.
«Если бы однажды какому-нибудь самолету пришлось сделать в Баргузине вынужденную посадку, то пассажиры вряд ли догадались бы, где они находятся. Они вполне могли бы вообразить, что внезапно очутились в Альпах — в швейцарском Энгадине или французской Савойе. Тот же пейзаж — вершины и пики самых причудливых очертаний, с шапками вечных снегов, леса по склонам и приткнувшийся к подножию гор городок. Живописный бурливый ручей делит город на две части, с одного берега на другой перекинут простой деревянный мост. Ручей впадает в полноводную реку — тоже Баргузин, которая берет свое начало в четырехстах километрах от города и сорока семью километрами ниже впадает в Байкал…».
Последний форпост баргутов
На гряду причудливых скал, разбросанных напротив села Суво, нельзя не обратить внимания. По-настоящему чудесные виды открываются, если свернуть с основной дороги и обогнуть гору с другой стороны.
Огромные каменные башни и узкий проход между ними похожи на некую осадную стену.
Огромные каменные башни и узкий проход между ними похожи на некую осадную стену. Даже существует легенда, что сколько-то веков назад Сувинские скалы стали последним форпостом баргутов — древних жителей долины. Если напрячь зрение и фантазию, то причудливые следы ветровой эрозии на глыбах можно принять за бойницы. Более того, местные жители с радостью покажут якобы остатки крепостной стены — ровно выложенные камни на склоне горы. Однако научных подтверждений популярной версии о крепости баргутов нет.
Среди бурят существует поверье, что в скалах живут «хозяева» Суво — Тумурши-нойон и его жена Тудугиш-хатан, в честь которых были установлены обо и деревянный бурхан. По воспоминаниям людей, на молебен в честь сувойских владык собиралось много местных жителей и в жертву приносили барана.
Создается впечатление, что отдельные останцы рукотворны. Но это, конечно, не так.
Эти скалы служили шаманским культовым местом эвенков. Считалось, что именно здесь обитают духи, хозяева местных ветров, главным из которых был хозяин легендарного ветра Байкала — баргузина.
По одной не самой популярной версии, «сувойя», или «суви», по-эвенкийски значит «вихрь», что отчасти оправдывает причудливость скал.
По другой, «суво» — «конец тропы». В поддержку этой версии существует легенда: много лет назад племена тунгусов жили на берегах озера Котокель, откуда стали кочевать на север. Добравшись до Баргузинской долины, они предпочли левый берег реки Баргузин. Дойдя до россыпи гигантских камней, один из старейшин воскликнул: «Суво!», то есть — конец дороги.
Бык-камень и сад камней
Если вернуться на основную трассу и двинуться дальше, то вскоре можно доехать до следующего памятника природы — каменного останца Бухэ-Шулун, его название переводится как «Бык-камень». Опять-таки если напрячь фантазию, то в камне можно увидеть очертания животного.
Бык-камень. Местные считают, что в нем заключена некая сила, оберегающая долину.
Согласно древней легенде, во время перегона скота один бык не захотел покидать долину и каждый раз возвращался сюда, пока не окаменел. За что ему дано было такое наказание или благость, краеведы умалчивают. Но местные жители (а камень находится между Суво и Бодоном) считают, что в нем заключена некая сила, оберегающая долину.
Рядом с камнем проводятся молебны. Территория вокруг увешана разноцветными лентами.
Следующий памятник природы поджидает вас на берегу реки Ины (левый приток Баргузина), в окрестностях одноименного села. Здесь находится Ининский сад камней, он представляет собой территорию около десяти квадратных километров. Считается, что сад камней имеет ледниковое происхождение. Удивительно, что народных легенд и преданий по части происхождения природного феномена не существует.