Оленеводы Катанги в проекте НКО «Народный клуб»

Совсем скоро начнутся съемки фильма о жителях северных территорий, сохранивших традиционный уклад жизни

Современный быт с его высокими технологиями в XXI веке неумолимо вторгается даже в размеренную жизнь оленеводческой стоянки. Но, несмотря на это, герои будущего фильма до сих пор придерживаются традиционного уклада жизни. Удастся ли им выстоять и сохранить традиции предков перед напором сегодняшнего дня? Это вопрос будет основным, и авторы надеются, что он не останется риторическим.

— Знаете, мечта, чтобы сделали такой фильм, была давней, — говорит Нина Вейсалова, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая активно помогает съемочной группе в организации процесса. – К нам в советские времена постоянно приезжали корреспонденты, телевидение. Оленеводы не были обделены вниманием СМИ. Конечно, их много было в те времена. А вот сейчас…

Нина Вейсалова: «Мечта, чтобы сделали такой фильм, была давней. К нам в советские времена постоянно приезжали корреспонденты, телевидение. Оленеводы не были обделены вниманием СМИ. А вот сейчас…».

А сейчас, по словам Нины Глебовны, даже многие жители Ербогачена и не знают, что там, в тайге, есть стойбища оленеводов. Что уж говорить про столицу Восточной Сибири?

— Всего несколько стойбищ осталось. В одном пожилая женщина, в другом двое. Многие взрослые оленеводы поумирали уже. Жалко их. Но этот их образ жизни и уклад необходимо запечатлеть – для их же потомков и для исторической памяти нашей страны, — утверждает Нина Вейсалова, которая сама родом из тех мест.

И ведь действительно, Иркутская область — один из немногих регионов России, где численность коренных народов неуклонно сокращается из года в год. И конечно молодежь, представители малочисленные народы, безвозвратно теряет навыки своих многовековых родовых промыслов, того, чем деды и отцы еще недавно жили.

В отличие от Ямала и Таймыра, где оленей разводят на мясо, оленеводство на Катанге – транспортное. Там олени – практически домашние, и местные жители всех их по именам, по мастям знают.

Эвенки жили очень богато

Один из первых печальных звоночков прозвучал в советское время – оленеводов нашего региона стали переводить на оседлый образ жизни. То есть фактически насильно меняли их жизнь. Представьте, каково это – заставить кочевника сидеть на месте? И конечно с годами эти люди растеряли и утратили навыки одного из своих основных традиционных занятий – оленеводства. В итоге и число оленей, на которых испокон веков базировался весь образ жизни малых северных народов, сократилось до критического уровня.

— Не слишком далеко от Ербогачена – надо на моторке по реке Верхняя Кочема плыть – можно обнаружить стойбище Чувакар. Там была целая деревня. До 1940-х годов в Чувакаре жило много эвенков, принадлежавших к роду Сычегир. Эвенки жили там очень богато, у них было много оленей. Но с 1980-х годов там больше нет ничего – стойбище опустело, остались только какие-то подвалы, останки печей и старые-старые могилы. Есть и могилы шаманов. Грустное зрелище, — резюмирует Нина Вейсалова.

Итак, к съемкам фильма о жизни на современных стойбищах

начала подготовку творческая бригада иркутской некоммерческой организации «Народный клуб». Эти журналисты уже известны рядом своих работ о малых народах – эвенках и тофах. Они рассказывали и об особенностях промысла байкальских рыболовецких бригад. К концу года они планируют выпустить свой новый документальный фильм.

Кстати, этот творческий проект представлен НКО «Народный клуб». Он стал одним из победителей регионального конкурса, проводимого аппаратом губернатора и правительства Иркутской области.

Константин Куликов