Что такое сегодня народные сибирские ремесла – занятие в свободное время людей увлеченных, творчество, дополнительный способ заработка или своего рода создание национальных символов, подчеркивающих своеобразие нашей страны? Поиск ответа на этот вопрос — в очередном материале журналистского проекта «Национальный интерес», поддержанного грантом губернатора и правительства Иркутской области.
Но начнем с федерального центра: эксперты Министерства промышленности и торговли РФ отмечают, что в последние годы интерес россиян к народному творчеству и к народным художественным промыслам (НХП) возрождается. А значит, как утверждает глава Минпромторга Денис Мантуров, сохранение и поддержка народных промыслов — одна из важнейших государственных задач.
По данным Минпромторга РФ, в сферу НХП входят сегодня около 250 предприятий из 64 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в этой отрасли — более 30 тыс. человек. Во многих субъектах РФ приняты и действуют долгосрочные целевые программы по сохранению и развитию народных промыслов.
За счет средств федерального бюджета в форме субсидий поддержку производства и реализации изделий получают около 80 организаций народно-художественных промыслов из 34 субъектов России. В прошлом году на госфинансирование отрасли было выделено 450 млн рублей, в 2018 году запланировано 615 миллионов.
НЕПРОСТАЯ ГОСПОДДЕРЖКА
Очевидно, что миллионы рублей господдержки, данные по которой приводит Минпромторг, касаются крупных российских предприятий НХП. А сибирские мастера, большей частью – индивидуалы или работающие семейным подрядом, могут только порадоваться за своих более мощных коллег.
Вообще, как нам удалось узнать, поддержка традиционных народных промыслов не осуществляется в прямой денежной форме. На федеральном уровне это «установление дополнительных льгот предприятиям народных художественных промыслов, в том числе освобождение их от уплаты налога на имущество и налога на добавленную стоимость по импортируемым материалам и оборудованию, закупаемым предприятиями народных художественных промыслов для их производственной деятельности», а также субсидии, предоставление помещений на праве безвозмездного пользования.
По закону «О государственной поддержке культуры в Иркутской области» господдержка предусматривает, в том числе, установление мест традиционного бытования промыслов на территории региона, информационную и консультационную помощь.
При этом к организациям НХП относятся юрлица любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров собственного производства которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50%. Но чтобы компанию официально признали, как занимающуюся народными художественными промыслами, и выделили господдержку, ей нужно в Москве обосновать уникальность своих изделий.
Проще говоря, официальное признание может быть выгодно для тех, кто находится в статусе юрлица– фабрики, промышленные предприятия, некоммерческие организации, даже индивидуальные предприниматели, но не мастера-одиночки. Почему и выгодно им объединятся в ассоциации, союзы, некоммерческие организации.
Людей творческих, в первую очередь, отталкивают бюрократические процедуры, хождение по кабинетам, бумаги и расчеты. Они не склонны тратить на это свое время.
— Дороже всего обходится время, — рассуждает мастер по керамике Андрей Голендеев. – Если с нуля начинать, то нужно вложиться в дорогостоящее оборудование – ту же печку для обжига. После того как вложены средства в оборудование, инструменты, поставлено на поток производство изделий, сама технология запущена, то надо работать…
СПРОС ФОРМИРУЕТСЯ ТУРПОТОКОМ
Народные ремесла в Приангарье представлены весьма разнообразно: резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню, народные костюмы, создание изделий из кожи, меха, бисероплетение и многое другое. И по количеству проводимых выставок, ярмарок, фестивалей и мастер-классов можно сделать вывод, что ремесленников-умельцев в регионе достаточно.
Спрос же на изделия народных ремесел, по утверждению мастеров, с которыми пообщался «Капиталист», в Прибайкалье формируется турпотоком и сезонностью. И интерес у туристов к местным народным ремеслам растет– они приобретают керамические, ювелирные изделия, сувениры, игрушки, одежду, обувь, аксессуары с национальным колоритом и многое другое.
Растет и сам турпоток в наш регион. В прошлом году Прибайкалье с туристскими целями посетило более 1,6 млн человек, 211 тысяч из которых – гости из-за границы. В этом же году число интуристов только за период с января по август выросло почти 54% — 132 тысячи. То есть перспективы для спроса на изделия народных мастеров вполне конкретные.
Михаил Моролев, мастер по бересте: «Качественные оборудование, материалы, инструменты играют огромную роль, но без мастерства успех не гарантирован. Нужно постоянно учиться, работать, развиваться, осваивать новые технологии».
Хотя, по словам наших собеседников, именно сибирские изделия больше пользуются спросом у российских туристов, приезжающих из Западной Сибири, Приморья, Санкт-Петербурга, Москвы, нежели у иностранцев. Причину ремесленники видят в том, что только наши соотечественники видят и понимают четкую грань между сибирским и общерусским искусством.
— Сезонность на изделия с местным колоритом, безусловно, есть. Она совпадает с разгаром туристического сезона, то есть приходится на лето – раннюю осень, когда туристы приезжают на Байкал, Ольхон, в Листвянку. Тогда и продукция идет нарасхват, — утверждает мастер по бересте Михаил Моролев.
— Спрос на наши изделия есть преимущественно летом, а также зимой – тогда приобретают унты, меховые изделия, — говорит Евгения Гомбоева, мастер по эвенкийскому костюму.
Мастер по эвенкийскому костюму, дизайнер этнической одежды северных народов Евгения Гомбоева подтверждает, что спрос есть преимущественно летом, а также зимой – тогда приобретают унты, меховые изделия.
Помимо этого, покупательский интерес увеличивается к Новому году, когда люди покупают так называемые трендовые вещи на подарки близким – валенки, платки, шали, одежду, украшения и аксессуары с этническими мотивами, талисманы и обереги, затем – к 23 февраля и 8 марта.
САМ СЕБЕ МЕНЕДЖЕР
Но чтобы стать по-настоящему востребованным мастером, получать прибыль, необходимо не только хорошо и много работать, но и быть умелым менеджером и маркетологом. Спрос есть, но клиентуру надо находить самостоятельно.
Сергей Писарев, эвенкийский мастер: «Мастер в каждое изделие свою душу вкладывает, он не должен думать об объемах производства».
Самый доступный вариант, чтобы заявить о себе,- зарегистрироваться и активно общаться на тематических форумах, в сообществах, сайтах объявлений, вести аккаунт в соцсетях, где можно заработать репутацию, создать себе имя, найти собственную нишу, постоянных клиентов, получать оригинальные заказы, когда покупатель просит изготовить только «для себя» — с именными надписями, рисунками. Помимо того, это возможность изучить работы конкурентов и сориентироваться в потребностях потенциальных покупателей.
Еще одна возможность заявить о себе, показать и проявить себя – участвовать в различных ярмарках изделий народных промыслов, фестивалях, выставках, конкурсах в крупных городах. Иркутские мастера востребованы там, потому что каждый год привозят что-то уникальное, сибирское, созданное в новых техниках и направлениях. Хотя покупатели там очень привередливые и выбирают изделия особенно внимательно.
— Но когда начинается быстрое зарабатывание денег на поставленном на поток ремесле, заканчивается творчество и уникальность, — предупреждает художник, эвенкийский мастер Сергей Писарев. – Мастер в каждое изделие свою душу вкладывает, он не должен думать об объемах производства. У каждого мастера — свой почерк. Кроме того, требует больших хлопот готовиться к выставкам: это и немалые финансовые затраты на оборудование и материалы, которые играют особую роль, и требуется много времени.
ПОУЧИТЬСЯ У ПРЕДКОВ
Ежегодно в Иркутске проходит масштабное и яркое событие – фестиваль моды «Этноподиум».
— Идея создать проект по возрождению, сохранению народных традиций и этнических костюмов у меня возникла давно. Для нашего города хотелось организовать фестиваль, который бы имел собственное лицо, занял свою нишу, — рассказывает президент Евразийской ассоциации этнодизайнеров Роза Халтуева. – Изначально не было глобальных планов, просто хотелось показать, что нужно беречь и популяризировать культурные исторические традиции, сохранять народное ремесло. Во время проведения мероприятий мы, команда единомышленников, стараемся охватить культуру самых разных народов. Кроме того, показать, как очень много общего в костюмах различных национальностей – орнаментов, покроя. С одной стороны, видно, какие все разные, с другой – как много совпадений, скажем, в русской и восточной культуре.
Роза Халтуева, президент Евразийской ассоциации этнодизайнеров: «Нужно найти и соблюдать какую-то середину, баланс между многовековыми традициями и современностью. Не надо создавать что-то новое, когда существует то, что проверено веками».
Взглянув на элементы одежды, видно, что они имеют общее начало. Например, в разных культурах очень много внимания уделяется поясу. Это и защита, и оберег, и украшение, и элемент обрядовой культуры.
— Чему можно поучиться у предков – это продуманному безотходному производству: ни один лоскут не выбрасывался, а был использован, — продолжает Роза Халтуева. – Шкура обрабатывалась, из рогов делали пуговицы и украшения, из жил животных – нитки, из костей – иголки. Мы, члены ассоциации, хотим донести мысль, что нужно найти и соблюдать какую-то середину, баланс между многовековыми традициями и современностью. Не надо создавать что-то новое, когда существует то, что проверено веками. По сути, нам даже не надо учиться народным ремеслам, у каждого из нас это заложено в генах.
ОТТАЧИВАТЬ МАСТЕРСТВО
— Качественные оборудование, материалы, инструменты играют огромную роль, но без мастерства успех не гарантирован, — говорит Михаил Моролев. – Нужно постоянно учиться, работать, развиваться, осваивать новые технологии. Работать с берестой сложно: занятие кропотливое, требует много времени, усидчивости, терпения, усердия, внимательности и – вдохновения.
— Иркутск – город небольшой, но здесь живет много талантливых творческих людей и мастеров, в том числе и молодых, профессионализм растет, — уверена Роза Халтуева. – Думаю, что это связано с нынешним темпом времени. Творчество помогает отключиться от огромного потока подчас лишней информации, это же настоящая медитация. И люди стали интересоваться ручным декоративным трудом, несмотря на то, что легче купить готовое, чем выполнить что-то для себя.
Новых идей и задумок у иркутских мастеров — множество. Людей тянет к прекрасному, возвращается мода на ручной труд, но для развития народных промыслов нужна, в том числе, немалая господдержка. Хотя и задача многих сибирских мастеров – не заработать на своем творчестве, а воспитать в людях любовь к искусству, возродить и сохранить народные традиции…