Музей Героя Советского Союза в таежной глуши

Крохотная деревня Чанчур — здесь родился будущий заслуженный летчик-испытатель Александр Тюрюмин

Деревня эта находится в Качугском районе Иркутской области. Чанчуром ее назвали коренные жители эвенки, в переводе на русский это значит «чистая вода». Селение расположено в том месте, где одноименная река впадает в Лену. С конца XIX века здесь кочевали эвенки, перегоняя свои стада оленей с места на место, но затем их стали вытеснять русские, которые строили села вверх по течению.

Деревня Чанчур расположилась у слияния рек Чанчур и Лена.

Речные корабелы

Заселение верховья Лены было обусловлено строительством карбасов — примитивных судов, с помощью которых доставляли различные грузы в Якутию вплоть до моря Лаптевых. То, что сегодня называется Северным завозом. Карбасы использовали всего один раз, то есть доставив груз к месту назначения, плавсредство бросали, разбирая на дрова или используя, как строительный материал.

Север развивался, карбасов строили все больше и больше. Помимо судостроения местные жители занимались промысловой охотой и рыбалкой. Тайга кишела различным зверьем, неспроста в 1975 году здесь образовали Байкало-Ленский заповедник.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Тюрюмин. Фото из архива музея.

Александр Тюрюмин родился в 1928 году, и позднее вспоминал, что иного пути в жизни, кроме строительства карбасов или охоты, не видел. Его отец Михаил Иванович считался первоклассным плотником.

Мальчик Саша мечтал не просто строить большие лодки, а водить их до самой Якутии. Мужики, вернувшиеся с далеких странствий, долгими зимними вечерами рассказывали истории, случившиеся с ними по пути, пересыпая рассказы всяческими небылицами. По деревенским меркам сплавщики были чуть ли не колумбами и крузенштернами, о которых Тюрюмин читал в книгах.

Самолет над тайгой

Судьбу мальчишки круто изменил один эпизод: однажды над деревней пролетел аэроплан. Мужики бросили рубить бревна, провожая взглядом самолет, скрывшийся за сопками. С этого дня Саша Тюрюмин начал мечтать о небе. Позднее он узнал, что самолет называется У-2, не предполагая, что именно с него начнется его собственная дорога в небо.

За 90 лет — с 1930-х годов — деревня Чанчур почти не изменилась.

Детские мечты о небе так и остались бы мечтами, в то время родители не отпускали молодежь в город, полагая, что «неча искать добра на стороне, когда дома рабочих рук не хватат».

Однако в 1936 году семья Тюрюминых перебралась сначала в Онгурен, а затем в Нижнеангарск. Александр впервые увидел пароход, на котором они плыли, оценил масштаб Байкала. Сначала семья снимала квартиру, а потом отец построил дом в селении Сырой Молокон.

Когда началась война, сначала на фронт забрали старшего брата Степана, он попал в лыжный батальон под Москву. Домой брат писал, что его дважды наградили медалью «За отвагу». Сибиряк пропал без вести при освобождении Белоруссии. Другой брат Сергей дошел до Берлина, был неоднократно ранен, но вернулся живым.

Отцу было уже за 50, когда призвали и его, но отправили работать на шахту. В 1943 году с ним случилось несчастье: украли продовольственные карточки, в итоге Михаил Иванович умер от истощения. Оставшихся дома Александра и его сестру Шуру поднимала мама Дарья Алексеевна.

Долгая дорога в небо

В 1946 году Александр Тюрюмин окончил Нижнеангарскую среднюю школу. Неожиданно даже для себя поступил в Иркутское художественное училище. Однако уже через несколько месяцев бросил учебу и поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Местом первой приписки после училища стал небольшой аэродром в Кустанае (первоначальное название Николаевск) в Казахстане. Летная карьера началась с того самого кукурузника У-2, пролетевшего много лет назад над деревней.

Вскоре молодого пилота направили в Московское управление гражданской авиации, где он пересел уже на Ил-12, а еще через несколько лет для Тюрюмина открылись международные линии.

Александр Михайлович с матерью Дарьей Алексеевной. Фото из архива дома-музея Тюрюмина.

Но зарубежные полеты стали лишь промежуточном звеном в карьере летчика Тюрюмина, которого по линии партии рекомендовали в школу летчиков-испытателей в Жуковском. По ее окончанию сибиряка приняли в Научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА), а затем в ОКБ Ильюшина. В качестве второго пилота Тюрюмин поднимал в небо самолет Ил-62 различных модификаций, Ил-76, Ил-86, Ил-38. Отрабатывал разные приемы десантирования грузов, среди которых беспарашютное десантирование грузов с предельно малых высот.

25 февраля 1965 года Александр Тюрюмин едва не погиб во время испытания самолета Ил-62. Борт с максимальной загрузкой должен был выполнить рейс до Ашхабада с промежуточной посадкой в Ташкенте. Машину поднимал экипаж Анатолия Липко. Оторвавшись от земли, самолет задел опору ограждения, рухнул и загорелся, погибли девять из 17 человек, находившихся на борту. Второй пилот Тюрюмин получил травмы и ожоги, но выжил.

За свою карьеру Александр Михайлович установил 43 мировых рекорда, из них 22 в качестве второго пилота. В марте 1976 года заслуженному летчику-испытателю Тюрюмину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Визит на родину

Через десять лет, летом 1986 года, прославленный летчик решил посетить свою малую родину — Чанчур. К этому времени родительский дом принадлежал охотинспектору Байкало-Ленского заповедника Трапезникову. Владимир Петрович даже спустя много лет хорошо помнит первую встречу с Тюрюминым, пересказывая каждый раз ее дословно.

Рыбалка на Лене. Владимир Трапезников и Александр Тюрюмин. Фото из архива Трапезникова

— Летом это случилось. Жара стояла невыносимая. В своей усадьбе я выделывал шкуру медведя. Забора как такового не было — жерди, чтобы скот не лазил. Смотрю: незнакомец перелез через забор, приблизился к дому, встал на колени и помолился. Думаю, что происходит? Но продолжаю мять шкуру, вроде даже и не обращаю внимание. Мужчина солидный такой, не таежник, из городских. Подошел и говорит: «Дом пришел свой посмотреть…» Я с ходу: «Мужик, ты ничего не перепутал? Это мой дом!» — «Да нет, я не так выразился», — говорит незнакомец. — Я родился и рос в этом доме. Спасибо, что сберегли». А вечером встретились за столом уже. Жена наварила ухи из ленка, гость принес бутылку водки.

Выпиваем, закусываем. Неожиданно гость и говорит:

«А ты знаешь, я ведь Герой Советского Союза». Я практически рассмеялся: «Жалко, еще одной бутылки нет, а то я космонавтом стал бы…». Но гость достал красное удостоверение, и я чуть не рухнул со стула. Практически на следующий день созрел план: сделать когда-нибудь музей в этом доме. Незадолго до этого планировал переложить старую печь, а после встречи решил ничего уже не трогать.

В свой следующий приезд, в 2005 году, Александр Михайлович привез летный костюм, грамоты и дипломы, документы о мировых рекордах. Это был последний визит летчика на малую родину.

Основатель музея Владимир Трапезников в созданном им музее летчика Тюрюмина.

Трапезников к тому времени построил себе новый дом, а на старый прикрутил изготовленную по заказу памятную доску. Владимиру Петровичу понадобилось еще несколько лет, чтобы узаконить дом-музей Героя Советского Союза Александра Тюрюмина.

Для этого бывший охотинспектор написал дарственную государству, включив в нее дом и прилегающий участок. Сегодня это филиал Иркутского областного краеведческого музея, сам Владимир Петрович является смотрителем. Чтобы добраться до музея, необходимо доехать до Нижней Тарели Качугского района, где придется нанять лодочника. От этой деревни до Чанчура четыре часа хода по воде. Зимой до таежной экспозиции можно доехать на внедорожнике.

Борис Слепнев, фото автора
На центральном фото: родной дом прославленного летчика