ВЫЖИВШИЙ

Невероятная история месячного скитания по тайге и спасения жителя сибирской деревни.

Александр Рудых живет в тихой деревне Ацикяк, до которой от Иркутска километров триста на северо-восток. Местные жители зовут его «генералом» — за прошлое. Хотя вообще-то Александр, когда-то офицер Советской армии, получивший в молодости контузию в Афганистане, давно обычный пенсионер.

Удивительная история, случившаяся с ним не так давно, заставила многих поверить в чудеса. Потерявшись на лесной дороге — в майке, летних брюках и сапогах, мужчина 28 дней выживал в тайге: ел паутов, ночевал в охотничьих зимовьях, задыхался в дыму лесных пожаров. Свое необъяснимое исчезновение и чудесное спасение «генерал» связывает с мистическими событиями.

Судя по карте, Александр Рудых прошагал по тайге не одну сотню километров.

РЯДОМ С КЛАДБИЩЕМ СТОЯЛА ЦЕРКОВЬ

Шевыкан – одна из здешних таежных деревень, где совсем не осталось коренных жителей. Пустые улочки, пустые старые дома, где в промысловые сезоны обитают лишь охотники. Из-за окружающих лесных болот летом попасть сюда можно только на внедорожном транспорте.

Деревня Шевыкан сегодня практически вымерла.

Когда-то это было село. Рядом с кладбищем стояла деревянная церковь, в которой проводились службы. Но в 1950-е годы церковь разрушили, разобрали по бревнам. А иконы выносили из храма и бросали на землю в одну кучу. Жители тогда пытались спасти предметы культа, пряча у себя в домах.

Одна из таких неравнодушных — Устинья Романовна Лобова. Ночью она тайком из той кучи брошенной на землю церковной утвари вытащила тяжелую икону и через болото унесла ее домой. Дома Устинья повесила икону на кухне за шкаф, спрятав от посторонних глаз. Так и

хранилась икона в доме Лобовых почти 70 лет.

Икона эта непростая. Работа мастеров XVIII века — четырехчастный иконостас, на котором изображены Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Мария Египетская и Преподобная Анастасия, священномученики Власий и Модест (считаются покровителями скотоводства). В центре — распятие Иисуса Христа, сверху — Пресвятая Богородица «Всех Скорбящих Радость».

Та самая икона, провисевшая за шкафом почти 70 лет.

Как рассказывает настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Максим, за прошедшие годы были случаи, когда икону из дома Лобовых пытались похитить, но все попытки не удались. Хозяева со временем переехали в райцентр Качуг. Икону с собой забирать не стали, но и шевыканскую избу окончательно никогда не бросали, присматривали за ней.

ЗАБЛУДИЛСЯ ПОСЛЕ СПОРА О СВЯТЫНЕ

Коренные шевыканцы, преимущественно пожилые люди, в разное время разъехавшиеся из своей деревни, по-прежнему видятся раз в год на так называемых родовых встречах. На одну из таких летом 2015-го случайно попал и герой этого материала Александр Рудых.

— Родом я из Буредая, но и в Шевыкане наши предки жили, потому согласился поехать с товарищем на ту встречу. На свою голову…Мероприятие это увлекательное и отнюдь не бесполезное. К нему серьезно заранее готовятся, жители вспоминают свое прошлое, много разговаривают, представляют свои семьи, стараются и после сохранять связи. Отдохнули и пообщались мы тогда хорошо. Но вечером я имел неосторожность повздорить с одним из участников встречи о будущем хранящегося в избе Лобовых иконостаса. Усомнился в ценности иконы.

Сейчас неважно, кто из нас, ругавшихся, был тогда прав,

но помню — хозяйка иконы, женщина из Качуга, просила не выяснять отношений на этой почве. Мол, не к добру это все.

На следующий день все собравшиеся разъезжались по домам.

— Я сам не понимаю, как, заблудился, — продолжает Александр. – На выезде из деревни у старого развалившегося моста через речку не смог набрать воды в бутылку. Берега обрывистые, а пить после праздника очень хотелось. Вот и решил чуть в лес углубиться. Когда пошел обратно к машинам, видимо свернул не на ту дорогу. Дождь легкий начался, все следы техники размыло. Я в одной майке и сапогах, в кармане зажигалка, в руках бутылка пластиковая с водой…

От этого старого развалившегося моста и началась вся история.

Сейчас, спустя время, Александр считает, что не нужным никому был тот спор про икону. Но он оказался знаковым.

ГОЛОД УТОЛЯЛ ПАУТАМИ

Первые часы затянувшегося на 28 дней экстремального путешествия Александр провел на берегу реки. Рассказывает, это была единственная в длинном июне ночь, когда у костра он думал, переосмысливал прошлое, что-то анализировал. После просто выживал.

Армейские навыки помогали в таежных испытаниях.

У Рудых два военных образования: по первому Александр — авиационный техник, после окончил Ленинградское военное училище. Когда-то в начальной ацикякской школе Саша был единственным отличником и твердо знал, что станет военным. И пусть в личной жизни все сложилось не так, как хотелось бы, но детей вырастил порядочными. Дочери живут в Иркутске, подрастают внучата.

— Мужики сейчас меня часто спрашивают: почему по течению реки сразу не пошел? Со стороны легко людям рассуждать. А летом тем была засуха, дым в лесу. И речка настолько обмелела, как в болоте,  вода стояла недвижимая. Пойми тут, куда она бежит…

Два заброшенных зимовья встретились путнику на четвертые сутки. Сейчас, глядя на карту, Александр понимает, что

надо было спускаться, а он вместо этого поднимался по хребтам севернее.

Если спасительная бутылка, в которую набирал воду в речках и низменностях, всегда была при себе, то из еды только таежные пауты.

— Пищевой консерватизм в моей ситуации себя никак не оправдывал, поэтому я не брезговал — с себя снимал паутов и ел. Штук тридцать, наверное, проглотил. Не поверите, они даже кусать меня потом перестали, — улыбается Александр.

По атмосфере в зимовьях, на которые набрел скиталец, было видно, что люди здесь долго не появлялись: газеты пятилетней давности, на дне бочки у входа — мука и полбаночки меда. Лепешки из муки не получились — прогоркла за годы, а вот мед, который пил тогда с кипяточком, Александр и сейчас вспоминает как самый вкусный.

Две ночи провел на вышке у привада (вид охоты на хищников, когда медведя заманивают с помощью наживы — делают узкое отверстие в бочке, кладут внутрь мясо или рыбу).

На высоте было безопасно, поэтому удалось восстановить силы

и выспаться на толстом поролоновом матрасе.

ДОБРЕЛ ДО ЗАПОВЕДНИКА

 — Удивительно, но чувство голода во время своих скитаний я практически никогда не испытывал. Больше подводили ноги, в клочья сдирал кожу в сапогах, проходя по 30-50 километров в день. Был бы в кроссовках, думаю, быстрее бы добежал, — иронизирует Александр.

Любители таежных приключений часто рассказывают о встречах с хищниками. Наш герой считает: преувеличивают они. На пути ему

ни разу не встретился хозяин тайги.

Летом медведи сытые, человека чувствуют за километр, остерегаются. Лишь однажды в лесу, обернувшись, он увидел позади себя собаку с рыжим хвостом.

— Отправил ее по матушке и до сих пор не знаю, мираж это был или на самом деле… Но свежий медвежий помет на берегах речушек видел часто.

Гиблое место. Колея, нарезанная ранней весной внедорожником, может сбить с толку. На самом деле по такой дороге опасно идти даже пешком — в любой момент можно ухнуть в воду.

Переломным стал момент, когда Александр добрался до зимовья инспекторов Байкало-Ленского заповедника. Здесь были большие запасы пищи – крупы, сгущенка, печенье. У мужчины появились наконец-то вещи — куртка, брюки. Семь дней провел Рудых в добротном доме, восстанавливал силы, залечивал раны и

надеялся на встречу с людьми. Но они не приехали.

Потерявшегося, конечно, искала полиция, правда, никто и представить не мог, что он так далеко вглубь тайги заберется.

— Скажу честно, в мыслях я Александра похоронил задолго до того как он нашелся, потому что знаю — тайга не прощает ошибок. Это же ужас — человек

преодолел сотни километров леса в майке и сапогах, без оружия!

Судя по карте, он двигался сначала в направлении озера Тулон вот так, по кругу. После поднялся на Байкальские гольцы, расположенные на территории заповедника, а затем спустился к Лене. Не могу представить, каким чудом выжил, — комментирует услышанное начальник отделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по Иркутской области Игорь Демидов.

— Только мать моя верила, что вернусь. Я ведь в рубашке родился, — замечает Рудых.

Галине Рудых — 79 лет, всю жизнь женщина работала строителем. Александр — ее единственный сын, и мама одна из немногих, кто верил, что он обязательно найдется.

А ДОМА СПРАВИЛИ ПОМИНКИ…

Дни скитаний по тайге сейчас вспоминаются фрагментами. В последней части путешествия Александр четко для себя усвоил: двигаться надо по течению попавшейся на пути таежной речки. Понимал — любой приток всегда приведет к Лене. Встречая следы трэколов – вездеходов, ночуя в вагончике для рабочих на участке пилорамы, он чувствовал — люди где-то рядом.

— Вышел я все-таки к Лене. В районе урочища Кадаган стоят добротные зимовья охотпользователей Колгановых. Вот на них и вышел. Увидел гараж, чайник на костре и понял — пришло спасение. Сторож в тот момент вышел на улицу — тезка мой, Саня. Можете себе представить,

какое у человека было лицо, когда он меня увидел!

Кстати, в одном из охотничьих зимовий мне удалось даже побриться. Незабываемое путешествие! — продолжает шутить Александр.

Подкрепившись, он решил не ждать помощи и в этот же день пошел вниз по Лене. До цивилизации, села Бирюлька, оставалось всего 40 километров. Для путника это расстояние в масштабах преодоленного маршрута казалось тогда мизерным, добрался быстро. Напугав внешним видом продавца сельского магазина, Александр попросил вызвать ему такси и приехал в родной Ацикяк, где по нему уже справляли поминки.

Когда скиталец шел по тайге, дал себе слово:

если выберется — обязательно окрестится. На следующий день поехал в Качуг, зашел в полицию за паспортом, сорвал в отделе со стенда о розыске объявление со своей фотографией и записался по телефону на таинство крещения.

— Любые испытания в жизни человеку даются неслучайно, а для того, чтобы он изменился. После этой истории многое в жизни переосмыслил не только я сам, но и дети мои. Кардинально поменялось у них ко мне отношение. Если раньше — живет отец в деревне, жив-здоров, и слава Богу, то сейчас все по-другому. Недавно вот, на мой юбилей, 60 лет, в Иркутск меня свозили, праздник отцу устроили. Да и в целом мы стали больше общаться.

ИКОНУ ПЕРЕДАЛИ В ХРАМ

Шевыканскую икону Альбина Ивановна Дубойская, дочь Устиньи Романовны, посоветовавшись с родственниками, приняла решение передать в ближайший храм. Дубойские видели, что в селе Анга тогда велось строительство церкви, и Устинья Романовна с теплотой вспоминала время, когда на богослужениях было многолюдно.

Но строительство нового храма было еще на начальном этапе. Поэтому Альбина Ивановна обратилась к землякам — Сергею и Евгении Скворцовым — с просьбой забрать икону из дома в Шевыкане и сохранить на время. Скворцовы увезли икону в Иркутск, где поместили ее в Казанский храм. А в начале прошлого лета иконостас привезли в Свято-Иннокентьевскую церковь села Анга.

— Со словами благодарности обращаюсь к Устинье Романовне и Альбине Ивановне. Эти женщины долгие годы хранили икону. Сергей и Евгения Скворцовы благоукрасили святыню, помогли изготовить киот, икона теперь в нашем храме находится под стеклом, в красивом обрамлении, — рассказывает настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Максим.

Шевыканская икона полюбилась прихожанам и паломникам. Батюшка подтверждает: были случаи благодатной помощи по молитвам у этой иконы. Анга обрела большую духовную ценность. Православные теперь могут возносить свои молитвы перед намоленной нашими предками святыней.

Надежда Воложанинова, еженедельник «Копейка»
Фото автора, Бориса Слепнева, М. Кузнецова.