Памятник казачьему атаману

Монумент Максиму Перфильеву, сибирскому казаку, стрелецкому сотнику и первопроходцу открыли в селе Максимовщина Иркутского района.

Как утверждают местные краеведы, именно Максим Перфильев еще до появления Иркутского острога заложил в этом месте на берегу Иркута селение, которое впоследствии и было названо в его честь. Случилось это в первой половине XVII века.

Воплотить образ исторического персонажа в бетоне решился местный житель Юрий Карпенко, скульптор, больше известный своими работами по дереву.

Юрий Карпенко, автор монумента.

— Давно вынашивал эту идею, — рассказывает Юрий Иванович. — Хотел было из дерева памятник сделать, бревно подходящего размера искал. Но потом понял, что дерево недолговечно — растрескается, почернеет, сгниет…

Вернуться к замыслу помогло новое увлечение мастера. Пару лет назад друзья позвали его в Саянск на фестиваль бетонных скульптур. На его доводы, что он вообще-то резчик по дереву, ему сказали: «Из пластилина фигурки лепил? Значит, и из бетона сможешь».

— И мне так понравилось работать с бетоном! — восклицает Юрий Карпенко. — Теперь в теплое время года только с ним и занимаюсь. А уже как холода наступают — ухожу в свою мастерскую и начинаю резать, строгать, пилить.

К работе над памятником казаку Перфильеву скульптор приступил в июне нынешнего года. Лицо и фигура персонажа — это, признается, целиком собственная фантазия.

Красную ленту на открытии перерезали скульптор Юрий Карпенко и глава администрации Максимовского МО Александр Бобков.

— Мне показывали какую-то гравюру, на которой вроде как был изображен Максим Перфильев, — продолжает рассказ Юрий Карпенко. — Он там какой-то страшный, бородатый и неконкретный. В общем, я взял оттуда только бороду. А так это полностью мое представление об образе русского казака, такого матерого мужика, повидавшего на своем веку много всего и прошедшего через огонь и воду. Показал свой замысел в пластилине местным краеведам — им понравилось. Ну и началось: арматура, цемент, раствор…

Огромное спасибо скульптор говорит многим жителям села Максимовщина. Без их участия ему вряд ли удалось бы довести свой замысел до конца.

— Это была по-настоящему народная стройка, — продолжает автор. —  Когда у меня возникли некоторые проблемы со здоровьем, и врачи запретили поднимать тяжести, мужики приходили и подавали мне наверх — я как раз работал над верхней частью композиции — ведра с бетоном и раствором. А уж к постаменту меня вообще практически не подпускали. Все необходимые материалы — арматуру, трубы — привез мой друг, предприниматель из села Мамоны Сергей Пермяков, он и каркас сварил. Потом мужики там работали и ранним утром, и поздним вечером — в свободное от основной работы время. Приходили ко мне, докладывали, как прорабу какому-то, какой фронт работ они выполнили. Причем куб, на котором стоит памятник, нам пришлось трижды заливать. Первые две попытки из-за отсутствия у меня опыта закончились полным фиаско — опалубка не выдерживала давления бетона и лопалась. Скажу больше: на третью машину бетона сбрасывались всем миром — деньги, выделенные администрацией села, к тому моменту попросту закончились.

По словам главы администрации Максимовского муниципального образования Александра Бобкова, место для установки памятника было выбрано неслучайно. Лихого казака видно практически с любого места в селе. Ночью он будет подсвечен прожекторами.

Андрей Семакин, еженедельник «Копейка»
Фото автора