От Байкала в другую сторону. Этнотуризм как туристический ресурс региона

А ведь не только Байкал присутствует в списке туристических ресурсов Иркутской области. Конечно, Священное море – наше все. Но если развернуться, то и в других местах региона немало интересного и привлекательного для туристов. Например, самобытная культура коренных малочисленных народов.

Этнотуризм – сама по себе экзотическая сфера для местного туристического бизнеса, но именно это направление собирается развивать агентство по туризму Иркутской области. Как отмечают эксперты, сфера действительно перспективная и при правильной организации дела добавит турбизнесу положительной статистики.

В целом же итоги 2016 года таковы: как и ожидалось, результаты туристического сезона оказались заметно выше показателей 2015 года. По данным регионального агентства по туризму, общий объем туристского потока в Иркутскую область в прошлом году год увеличился на 8,1% и составил более 1,5 млн человек, из которых 156,8 тыс. – иностранцы.

Среди основных мест, которые наиболее интересны гостям региона, агентство по туризму выделяет сам Иркутск и прилегающие к озеру Байкал районы – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский, а также территории вдоль береговой линии Братского водохранилища – Осинский, Нукутский, и Братский районы.

Как уже сообщал «Капиталист», среди иностранных граждан в прошлом году в нашем регионе наиболее массово отметились китайские туристы. Их число растет уже на протяжении ряда лет. Кроме того, с туристическими целями к нам едут граждане Кореи, Германии, Франции, Монголии, США, Японии, Великобритании, Польши и Швейцарии. По итогам прошлого года, количество иностранных гостей выросло на 21,7%.

ШАМАНИЗМ – СВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

— Именно экзотические, с позиции современного человека, культуры привлекают на берега Байкала многих путешественников, – в интервью «Капиталисту» рассказывает руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. – Особый интерес для туристов представляет бурятская культура, особенно – бурятский шаманизм. Местное население до сих пор прибегает во всех сложных случаях жизни к помощи шамана. Путешествуя по берегам озера, и сегодня можно встретить признаки шаманской веры: обо, сложенные из жертвенных камней, ритуальные столбы-сэргэ – почитаемые шаманские святыни. Вообще, связь природы и человека является отличительной чертой бурятского фольклора. Буряты знают многочисленные легенды, поверья и обычаи, связанные с той или иной местностью – горой, пещерой, скалой, они почитают святые места и территории.

С особенностями бурятской культуры туристы также едут знакомиться в архитектурно-этнографический музей «Тальцы», где представлена бурятская экспозиционная зона. Востребованы, по словам руководителя агентства по туризму, и однодневные туры в поселок Усть-Орда, где в национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа туристам предлагаются туры «Шаман-тур» и «Земля Гэсэра». Посетители становятся участниками спектакля, главным действующим лицом которого является шаман. Туры сопровождаются песнями и игрой на бурятских национальных инструментах ансамбля песни и танца «Степные напевы».

В рамках «Шаман-тура» проводятся обряды «Очищение огнем», «Благословение путника». Здесь же происходит знакомство с национальной кухней бурят. Музей также организует мастер-классы по темам: «Традиционная кухня народов Сибири», «Народные игры».

Следующие направления иркутского этнотуризма только-только начинают опробоваться представителями туротрасли и, кстати, сотрудниками местных администраций, ведь привлечение гостей в свои территории – это дополнительный источник доходов.

Между тем, как показывает первый опыт, туристам интересна культура малочисленных коренных народов Севера – тофов, эвенков, а также проживающей в Заларинском районе этнической группы голендров.

ЗАТЕРЯННЫЙ МИР

Тофалария – труднодоступная, на окраине цивилизации, горно-таежная территория в Центральном Саяне, административно входящая в Нижнеудинский район Иркутской области. Коренной народ – тофы, живущие в трех селах — Верхняя Гутара, Алыгджер и Нерха. Сейчас их там осталось около полутысячи.

 
Стоимость авиабилета в Тофаларию стала доступной и для местных жителей, и для туристов – благодаря бюджетному субсидированию воздушного сообщения.

В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни, совершая сезонные перекочевки из таежных долин на летние горные пастбища. Основными занятиями издавна были оленеводство, охота и рыболовство. Причем в охоте наравне с мужчинами могли участвовать и женщины. Но с началом колхозного строительства советские власти нарушили многовековой уклад жизни тофов.

Тем не менее, тофы сохранили некоторые уникальные черты родового быта, элементов одежды и, конечно, традиционную кухню, где присутствует обязательное вареное мясо диких копытных – оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца и промысловых птиц.

Агентство по туризму Иркутской области активно разрабатывает туристический маршрут к тофаларам. В июле прошлого года по инициативе администрации Нижнеудинского района уже был организован ознакомительный тур в Тофаларию. В поездке приняли участие туроператоры из нашего региона и Бурятии, журналисты и чиновники правительства Иркутской области. Гости Тофаларии побывали на уникальном национальном празднике тофаларов – «Аргамчи-Ыры» («Арканьи игры»).

Так масштабно «Арканьи игры» не проходили уже более пяти лет. На них в поселок Алыгджер собрались почти все коренные жители Тофаларии, в том числе и из Нерхи и Верхней Гутары. А всего в празднике приняли участие более 500 человек.

В рамках праздника традиционно провели обряд зажигания костра, освящения огня и одарения «хозяина этих мест». Для гостей показали концертную программу с участием фольклорных коллективов и традиционные наряды тофаларов. В спортивной части игр соревновались в национальной борьбе хуреш и в поднятии тяжести. Состязание называется мерклер таш и проходит у подножия крепкой лиственницы. Участникам необходимо поднять каменный валун весом около 70 кг и ударить им по стволу, чтобы остался след от удара. Завершился праздник традиционно – бухлером из мяса изюбря.

Ощутимая обособленность Тофаларии, с одной стороны, позволила сохранить некую уникальность местной культуры, но с другой – именно это и создает основные трудности для развития туристического маршрута. Летом сюда нет дорог.

Житель Верхней Гутары Валерий Холямоев – один из последних тофаларских оленеводов.

Однако в соответствии с подпрограммой «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2014 – 2018 годы» стало возможным субсидирование воздушного сообщения в Тофаларию. Благодаря чему стоимость билета из Нижнеудинска в Тофаларию теперь доступна и для местных жителей, и для туристов. А с августа прошлого года организованные туристические группы получили возможность посещать Тофаларию, чтобы понаблюдать за оленями на пастбищах, совершить сплав по рекам или поучаствовать в пеших походах.

ТРИ ДНЯ ПО БОЛОТАМ

Еще один интересный коренной народ, частично сохранивший свой национальный уклад, – это эвенки, живущие в качугской таежной глуши, а также на территории соседних районов. Всего в Иркутской области, по данным последних переписей, осталось не более 1200 представителей этой народности.

Для туристов эвенки любопытны тем, что в хозяйственном отношении они заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они — охотники. Хотя до советской власти их более точно можно было называть охотниками-оленеводами.

Испокон веков эвенк проводил верхом на олене добрую половину своей жизни. И именно верховой олень всегда считался главной визитной карточкой этого народа. Но сейчас в Иркутской области у эвенков нет оленей – за редким исключением, может быть, где-то в Бодайбинском районе. Советская власть и эвенков решила насильно сделать оседлыми, а всех оленей забрали в колхозы.

Теперь эвенки охотятся пешком или на лошадях. Охота по-прежнему для них главное занятие и образ жизни. Охотничья сущность эвенка ярко проявляется даже в таком второстепенном для него деле как рыболовство. Рыбалка для эвенка — та же охота. Главными орудиями рыбного промысла у них долгие годы были охотничий лук с тупыми стрелами, которыми рыбу глушили, и острога — разновидность охотничьего копья.

Чтобы познакомиться с бытом и культурой эвенков, туристы-экстремалы отправляются в труднодоступные таежные деревни в Качугском районе – Чинонга, Тырка и Вершина Тутуры. По зимнику сюда можно добраться на внедорожном автомобиле за световой день. Летом – на вертолете или на коне через настоящую тайгу с болотами, диким зверем и гнусом. Крайнюю на этом пути деревню Чинонга от цивилизации отделяет три дня пешего пути.

Добытый изюбрь – результат январской охоты эвенкийского охотника Семена Сафонова.

Конечно, местные жители заинтересованы в развитии туризма – для них это дополнительный способ заработка и самозанятости, с чем очень сложно в деревне, находящейся в таежной глуши.

К слову, познакомиться с жизнью эвенков можно и более доступным способом – в архитектурно-этнографическом музее «Ангарская деревня» есть эвенкийский сектор, который представляет группу из нескольких жилищных и шаманских комплексов, отдаленных друг от друга на небольшое расстояние. В экспозиции также находится множество воссозданных экспонатов, отражающих разные стороны жизни эвенков – охотничьи ловушки, система эвенкийских знаков и шаманская личина, вырезанная на дереве, а также эвенкийские захоронения.

Сектор располагается в густой заповедной тайге с многовековыми соснами. На этом участке музея часто встречаются интересные представители таежной флоры и фауны.

НЕМЦЫ В ГОЛЛАНДСКИХ ЧЕПЦАХ

Еще одно перспективное для развития этнического туризма направление – туры к голендрам. Живет в трех деревнях Заларинского района Иркутской области – Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник – такая народность с непростыми этническими корнями. Как обобщают наблюдатели, уже сто лет голендры живут в Сибири, носят голландские чепцы и немецкие фамилии, молятся по-польски, а говорят «по-хохлацки».

Вообще, пихтинские голендры — это выходцы из Германии, которые несколько столетий прожили на границе Польши и Белоруссии, а затем, во время столыпинских реформ, переселились в Сибирь. У голендров сохранился особый языковой диалект, кроме того, сумели сохранить они и свою культуру в быту, домостроении, особенностях интерьера, орудиях труда.

Пихтинские девушки в национальных чепцах

— Это территория с уникальными историческими традициями, с сохранившейся здесь самобытной культурой переселенцев, — рассказывает Екатерина Сливина. – Особенно богаты и разнообразны традиции кухни голендр, которые сохранились и передаются из поколения в поколение. Самым известным блюдом среди переселенцев из Буга, которое было на столе почти каждый день – вареники. У них даже есть фестиваль вареников, на котором кулинары удивляют не только количеством лепных изделий, но и их оригинальностью: вареники готовят с множеством различных начинок и по особым технологиям.

Как рассказывают сами голендры, чаще всего к ним в деревни, как дальние родственники, приезжают немецкие туристы. Их расселяют по домам местных жителей, а общаются с ними через переводчика.

Но голендры планируют принимать у себя не только дальних родственников и исследователей, но и туристов. Селить их по домам, погружать в «колониальный образ жизни», и таким образом зарабатывать, не уезжая в поисках лучшей доли в город. В планах у местных есть даже постройка гостевого дома для туристов.

ХОРОВОД ВОКРУГ ГОРЫ ЁРД

В агентстве по туризму Иркутской области особо подчеркивают, что перспективы развития этнотуризма в Иркутской области неразрывно связаны с развитием событийного туризма, поскольку именно во время национальных праздников наиболее ярко раскрываются особенности той или иной этнической группы. И это наиболее интересно путешественникам.

К примеру, большую популярность уже приобрел международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры», который проходит в Иркутской области с 2000 года в сакральном для сибирских народов месте – у горы Ехэ Ёрд в Ольхонском районе. Это своеобразный всебурятский спортивно-культурный праздник, на который собираются более тысяч человек из разных регионов России и зарубежных государств.

— Сейчас у нас идет очень активная работа по развитию этнических направлений туризма. Многие предприниматели уже включились в эту работу, — продолжает Екатерина Сливина. – К примеру, в прошлом году был разработан проект развития этнотуристического комплекса «Спасская слобода» на острове Большой в Усольском районе. Инициатором стал индивидуальный предприниматель Андрей Киреев, сейчас его проект находится на стадии поиска инвесторов. Также в настоящее время в Эхирит-Булагатском районе реализуется проект этнопарка «Золотая Орда». В этнопарке с бурятским колоритом и традициями размещены резные юрты монгольских мастеров, гостиничный, банный комплексы в национальном стиле, бурятский ресторан, мастерские народных ремесел, спортивные площадки для стрельбы из лука.

А закончим этот обзор перспективных для иркутского турбизнеса направлений еще одним, относящимся, правда, не к этноторизму. В этом году исполняется
220 лет со дня рождения Святителя Иннокентия – первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. На родине святого – в селе Анга, рядом с Качугом, сейчас заканчивается строительство культурно-просветительского центра, который включит в себя Иннокентьевский храм, дом святителя, домик священника и центр для паломников. А параллельно продолжается подготовка к реализации межрегионального туристического маршрута «Путь Святителя Иннокентия», который пройдет по нескольким областям Дальнего Востока, Якутии, Камчатке, Забайкальскому краю, Чукотке – по тем местам, где проходила миссионерская деятельность нашего земляка.

Фото: Борис Слепнев, Ярослав Князев, Константин Куликов
Опубликовано в иркутском деловом журнале «Капиталист»